Терапия для Калашникова

У мастеров ремонтного завода погранвойск золотые руки и орлиный глаз
У мастеров ремонтного завода погранвойск золотые руки и орлиный глаз

Повысить скорострельность видавшего виды автомата или заставить снова колесить по приграничному бездорожью старенький «пазик» — любые задачи повышенной сложности мастерам авторемонтного завода пограничных войск по плечу. Речь об уникальном предприятии с интереснейшей историей и героическим прошлым. Посещение фактически военного объекта строго ограничено, однако корреспонденту «СБ» удалось побывать в самом сердце завода: на ремонтно–производственных участках. Ни техника, ни оружие после ремонта на складах не залеживаются — сразу же отправляются на заставы. Ритм жизни границы пульсирует в каждом заводском агрегате. Лично убедилась: пост у станка ничуть не менее важен, чем боевой.

С закрытыми глазами

На участок по ремонту оружия и оптики мы вместе с начальником авторемонтного завода полковником Василием Юнчиком проникаем только после набора секретного сочетания цифр на кодовом замке прочной металлической двери. Просто так сюда не попадет даже работник предприятия. «Хранение оружия, — объясняет Василий Иванович, — у нас под строжайшим контролем». Первое впечатление такое, будто я попала в оружейную палату. Чего тут только нет: стрелковое оружие на любой вкус — пистолеты, автоматы, пулеметы, карабины. В то же время все по–военному четко: каждый ствол — на учете.

В специальной стойке красуются только что выкрашенные АК–74 — основной вид оружия пограничников. Впрочем, обычная краска тут не годится. В данном случае используется специальное фосфатно–лаковое покрытие, способное выдерживать высокое давление и перепады температуры. Обработка стойким раствором — основная профилактика проблем при стрельбе. Однако бывают случаи и посложнее. Слесарь Валерий Кожушко знаком с секретами оружейного мастерства не понаслышке. Как–никак, 25 лет в пограничных войсках. Плюс опыт ремонтника. Тот же АК соберет и разберет до винтика с закрытыми глазами.

— В оружейном деле требуется особое чутье, — мастер соглашается провести небольшое практическое занятие. — Основа любого ремонта — поиск дефекта. Вот автомат Калашникова примерно с 20–летним стажем службы. Прибыл к нам с «диагнозом» низкая скорострельность. А заминка–то в малюсенькой детали: трубчатая втулка вставлена в ударно–спусковой механизм обратной стороной. Как правило, такие неполадки — результат полной разборки автомата. Частенько этим грешат любопытные солдаты: разобрать разберут, а собрать обратно без огрехов не так–то просто.

Без хвастовства: мастера участка в состоянии реанимировать оружие, которое поступает в самом безнадежном состоянии. В случае 100–процентного износа той или иной детали производится замена. Навыков хватает. Причем все «реанимационные» процедуры — труд исключительно ручной. Руки мастера в оружейном деле не заменит ни одна машина. А руки и впрямь золотые — блоху подкуют.

Перед отправкой в часть оружие проверяется в деле. На территории участка для таких испытаний имеется тир. Очередной автомат, сошедший с ремонтного конвейера, берется пристрелять начальник участка старший лейтенант Александр Латыговский. Оружие осечки не дает. Работа выполнена отлично.

Рожденные заново

Роль завода в деле охраны границы переоценить трудно. Если там — передовая, то здесь — надежный тыл. Ведь все пограничное оборудование производится только в заводских цехах.

...На отгрузочной площадке военнослужащие Брестской пограничной группы заняты перемещением в ЗиЛы элементов какой–то необычной металлической композиции. Это я имею возможность наблюдать процесс погрузки 15–метровой наблюдательной вышки, той самой, с которой часовой границы высматривает нарушителей. Венец конструкции — смотровая площадка, верхнее основание вышки. На этом посту наблюдения пограничник проводит как минимум 8 часов. И ни на секунду он не должен утратить бдительность. 5 окошек–амбразур обеспечивают 100–процентную обзорность охраняемой территории. Кстати, производятся эти пункты наблюдения за счет бюджета союза Беларуси и России. Наши соседи хорошо понимают: охрана внешних границ Союзного государства — задача общая.

Ассортимент так называемой нестандартной, а потому требующей особого подхода при изготовлении продукции достаточно широк: разборные стеллажи для складов автомобильного имущества, пирамиды для хранения оружия, гаражные ворота... Всего не перечесть. Однако настоящие чудеса творятся в цехе по ремонту автомобильной, инженерной техники и агрегатов.

«Как?! Вот эта груда металлолома будет ездить?» — поражаюсь внешнему виду «убитого» «пазика». «Уверяю вас, да», — ничуть не сомневается в успехе, на мой взгляд, абсолютно безнадежного предприятия начальник завода. И тут же показывает рожденные заново ПАЗы, УАЗы и ЗиЛы. 6 — 7 лет службы на границе — и иные автомобили приходится буквально воскрешать из небытия. При необходимости меняется до 90 процентов деталей — вплоть до тентов и подлокотников сидений.

На отремонтированных своими руками ГАЗах проходят курс обучения новобранцы, питомцы школы младших специалистов. Приходят неоперившимися птенцами — выходят классными водителями и ремонтниками. «А где же еще учить ребят, как не на производстве? — замечает мое удивление Василий Юнчик: завод, серьезное предприятие — и вдруг школа? — Наши мастера — прекрасные учителя. За два месяца обучения парни успевают пройти, так сказать, курс молодого бойца. Из лучших затем готовим командиров ремонтных и автоотделений погранвойск».

Авторемонтный завод, кроме всего прочего, имеет собственное производство мебели. Реконструкция пограничных комендатур и застав идет полным ходом. Следом за строительными работами обновляется и интерьер. Потребность в продукции завода постоянно увеличивается. Значит, должны расти и заводские производственные мощности. К примеру, уже готова крыша в новом мебельном цехе.

Военная дисциплина на заводе чувствуется во всем. Даже начальники участков и цехов — офицеры. В то же время внутренний микроклимат вполне мирный. Секрет, видимо, в том, что на этом предприятии никогда не забывают о людях. Для рабочих и офицеров строится жилье, ремонтируются казармы для солдат, построен новый современный медпункт. Результат этой заботы? За каждого работника начальник завода ручается головой. Отсюда успех и процветание.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter