Теплый климат. Для инвестиций

Завершился официальный визит Президента в Объединенные Арабские Эмираты
Завершился официальный визит Президента в Объединенные Арабские Эмираты

Достопримечательности, как известно, бывают двух видов — те, которые достались современникам от предков, и те, которые сами современники оставят потомкам. Объединенные Арабские Эмираты — мировой рекордсмен по концентрации совершенно новых творений рук человеческих, которые хоть сегодня можно записывать в чудеса света. Одним из таких творений является Большая мечеть в столице Абу–Даби. Десять лет назад приказ о ее сооружении отдавал первый президент ОАЭ шейх Заид бен Султан аль–Нахайян. После смерти «собирателя земель» (именно он объединил семь эмиратов в федерацию) в 2004 году мечеть получила его имя — здесь он был похоронен.

Последний день официального визита Президента в ОАЭ начался с посещения мавзолея шейха Заида. «Отдаю должное погребенному здесь великому человеку, оказавшему огромное влияние на судьбы своей страны и всего Ближнего Востока» — написал в Книге почетных гостей Александр Лукашенко. Своими нынешними успехами Эмираты во многом обязаны его мудрой политике.

Невозможно поверить, что еще несколько десятилетий назад и Абу–Даби, и Дубай представляли собой деревни моряков, в которых хижин было не больше, чем сегодня небоскребов. Масштабные проекты, которыми полностью поглощены ОАЭ, это как раз и есть одно из наследий бывшего правителя. Благо природные ресурсы легко конвертируются в финансовые.

Самые высокие небоскребы, самые большие гостиницы — обо всем, что строится в Абу–Даби и Дубае следует говорить с обязательным дополнением «самое–самое». Например, сейчас оба крупнейших города этого ближневосточного государства прорывают метро. Вроде бы ничего удивительного, если не знать, что «подземка» соединит Абу–Даби и Дубай, между которыми больше 100 километров. Кто–то подсчитал, что цена всех строек, которые идут сейчас в одной только столице страны, равняется 240 миллиардам долларов. Даже небольшой кусочек этого пирога является невероятно лакомым.

Министр иностранных дел Сергей Мартынов, с которым удалось поговорить во время одного из официальных мероприятий, рассказал, что на переговорах шла речь не только об интенсификации торговых отношений (хотя и здесь, по его словам, немало возможностей для роста), но также рассматривалась возможность участия Беларуси в упомянутых гигантских инфраструктурных проектах ОАЭ, в частности, на стройках может быть востребована наша дорожно–строительная техника, мы можем оказывать и другие сопутствующие услуги.

Большие резервы, по всеобщему мнению, скрыты в туризме. Сейчас в Эмиратах погода благоприятствует отдыху: днем температура не больше 30, ночью она едва опускается ниже 20. Но уже через пару месяцев солнце поднимется так высоко, что перестанет приносить удовольствие, и тогда шейхи и другие богатые граждане потянутся в страны с более прохладным климатом. Беларусь, о чем на переговорах было заявлено обеими сторонами, вполне могла бы оказаться на их пути. «Этому, конечно же, содействовала бы организация прямого сообщения между нашими странами, проработкой которого займутся соответствующие ведомства», — считает Сергей Мартынов.

Финальным аккордом официального визита Президента в ОАЭ стал его небольшой брифинг в аэропорту Абу–Даби. Александр Лукашенко ответил на несколько вопросов белорусских журналистов.

О впечатлениях

За семь лет, прошедших с моего первого визита сюда, здесь многое изменилось. Страна развивается колоссальными темпами. Что особенно удивительно, самые большие доходы им сегодня приносит не нефть, а инвестиции за границу.

Об итогах

Я очень удовлетворен визитом. Выгоду можно будет подсчитать только через несколько месяцев, но проекты, по которым мы уже сегодня конкретно ведем диалог, а часть из них реализуется, оцениваются в 100 миллионов долларов.

Об интересе к Беларуси

Эта страна сказочно богата — говорю это без преувеличения. Но в последнее время они более рачительно стали тратить деньги — только в солидные проекты. И в Беларуси их интересуют многие направления сотрудничества — от нефтепереработки до машиностроения. Все это для нас представляет колоссальный интерес. Тем более что они готовы прийти со своими деньгами — предоставлять кредиты.

О туризме

Если бы часть граждан ОАЭ, которые в горячее время все равно разъезжаются по миру, приехали на отдых в Беларусь, то, как я в шутку сказал, нам больше и не надо было бы туристов. Я им предложил: постройте небольшой Абу–Даби в Минске или возле национальных парков. Мы предоставим землю. Я уверен, что у нас этот проект получится.

О налаживании контактов

Мы договорились, что через 60 дней наследный принц ОАЭ приедет в Беларусь и мы подпишем три–четыре крупных соглашения. Они сейчас прорабатываются. Мы прямо здесь создали межправительственную комиссию, которую с нашей стороны возглавит секретарь Совбеза Виктор Шейман. Самое главное, что нам уже не надо друг к другу присматриваться. На Востоке очень долго изучают страну, людей — можно доверять, нельзя, — прежде чем вкладывать деньги. Их удовлетворяет стабильность в нашей стране. Деньги любят тишину.

О возможностях реэкспорта через ОАЭ белорусских товаров

Одна из здешних статей дохода — это реэкспорт товаров. То есть сюда товары поставляются и распространяются в соседние страны. Поэтому ОАЭ стали плацдармом для многих компаний, которые стремятся продать свой товар в этом богатом регионе. Для нас это также очень интересно. Я сюда приехал не один. Со мной огромный десант предпринимателей, которые тоже вели переговоры, приценивались. Я думаю, что после визита мы еще шире будем использовать эту страну для продвижения своих экономических интересов и конкретно продажи товаров в регионе.

О российском кредите

Это предложение поступило, когда мы очень сильно спорили и дошли до конфликта по нефтегазовым вопросам. Тогда я прямо сказал российскому руководству: «Вы можете поднимать цены до неимоверных размеров, но имейте в виду, что мы не сможем быстро, пока наша экономика не отстроится, рассчитаться с вами по этим ценам». Тогда нам пообещали, что рассмотрят вопрос предоставления кредита. Мы запросили кредит, чтобы российское правительство нас поддержало, а через нас, конечно же, свои компании. Но ситуация не так катастрофически складывается, как мы ожидали. Вообще, никакой катастрофы нет — даже прирост ВВП мы держим на уровне 10 процентов. Тем не менее от кредита мы не отказываемся, он поможет не допустить в дальнейшем дестабилизации по каким–то направлениям экономики. И России это выгодно. Вы видите по Эмиратам: деньги в кубышке там не держат, их вкладывают в недвижимость, в какие–то проекты, кредитуют другие государства. Поэтому россиянам, я думаю, это тоже выгодно.

Минск — Абу–Даби.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter