Что стоит за аномальной жарой

Теплынь или пекло?

Европа изнывает от аномальной жары. Раскаленный воздух из пустыни Сахара принес с собой экстремально высокую температуру: плавятся даже автобаны, а горожане спасаются от палящего зноя в уличных фонтанах… В Беларуси также побиты климатические рекорды за весь период наблюдений: так, 26 июня в Брестской области отметили 34,4 градуса тепла, а в Минске — в районе 32. Причем жара не собирается отступать, после двух сравнительно прохладных дней в конце этой недели нас опять ожидают непривычно высокие температуры.

Что стоит за этим явлением? Один из авторов «Спор-клуба» настроен пессимистично, полагая, что мы являемся свидетелями надвигающейся глобальной катастрофы. Другой рекомендует не поддаваться панике, напоминая, что Земля спокойно переживала и худшие катаклизмы. Что скажет рефери этого поединка?


За место без солнца

Поверь, Виктория, я поначалу не особо беспокоился. Когда товарищ рассказал, как жуткая жара испортила ему впечатление от поездки в Афины, я только пожал плечами: «Что ж ты хочешь, Греция, там всегда не холодно». Лишь сочувственно кивал, пока он живописал, как долог оказался знойный путь на Акрополь — никакого Парфенона уже видеть не хотелось. Но когда похожие впечатления привезли знакомые из Берлина и Парижа, Бельгии и Австрии, я впервые встревожился. А потом, как ты помнишь, и в Минске случилось небывалое пекло… Бросился читать новости и прогнозы, зашел на климатические ресурсы в интернете… И знаешь что? Пришел в ужас.

«Мы последнее поколение, которое способно еще хоть что-то сделать для сохранения человечества в том виде, каким мы его знаем сегодня» (Д-р Фридерика Отто, Институт изменений окружающей среды Оксфордского университета).

Оказалось, ученые уже лет пять предсказывают: то, что мы сейчас переживаем, является увертюрой к поистине катастрофическим событиям. Прелюдией… не скажу, что к апокалипсису, но точно к глобальному климатическому переустройству планеты. И ничего хорошего я от этого не жду. И ты не ожидай.

В 2003 году во Франции за два летних месяца погибли 15 тысяч человек — из-за осложнений, связанных с рекордными температурами. Но тогда жара не была такой сильной, как в 2019-м: уже в июне в Париже термометры показали +41 градус. Синоптики пророчат в июле — августе до +50!

Жертвами раскаленных воздушных масс уже стали 13 человек. В Бельгии, например, на 15% возросло число ДТП, спровоцированных тепловыми ударами. Климатолог Потсдамского университета Штефан Рамшторф написал в соцсети: «Периоды аномально жаркой погоды — бесшумные убийцы. Жаркое лето прошлого года в Германии привело к смерти по меньшей мере 1.000 человек». В этом году, пророчат ученые, может идти речь о десятках тысяч жизней.

И это, представь себе, еще цветочки. Ягодки глобального потепления ожидают нас в будущем, когда окончательно растают полярные льды и горные ледники. Исследователи подсчитали, что всего за одни летние сутки этого года в Гренландии растаяло 2 миллиарда тонн льда. За последние 20 лет втрое быстрее стали таять ледники Эльбруса. Уже через 80 лет уровень мирового океана поднимется на 33 — 45 сантиметров и прибрежные города на всех континентах окажутся под водой. Вместе с этим в нынешние средние широты придут тропические ливни, ураганы и… болезни. Ты что-нибудь слышала о таких хворобах, как чикунгунья, зика, денге, вирус Западного Нила? Значит, еще услышишь: уже два года, как в Европе обнаруживаются азиатские тигровые комары — переносчики этих опасных тропических заболеваний. Они тоже переселяются из раскаленного экваториального пояса поближе к нам.

Кроме желтой лихорадки и малярии, в северных широтах нас ожидают и неслабые социальные последствия. Начнется борьба за место… без солнца. Уже слышны прогнозы о массовой миграции в менее жаркие районы земного шара, об ожесточенных конфликтах по этой причине, о полном опустошении целых регионов, где будет просто выжжено все сельское хозяйство. Никакой «традиционной» войны не понадобится — сам климат станет оружием массового уничтожения.

Признаться, я не знаю, что с этим делать. То, что обязательно приобрету кондиционер и тебе посоветую — это точно. Но наши личные охладители не решат проблему. Цивилизация, если она действительно хочет выжить, должна немедленно забыть все мелкие распри, отодвинуть на задний план застарелые конфликты, засучить рукава и начать спасаться. Всем миром. Должны действовать сообща все виновники выброса парниковых газов, главной причины глобальной жары. Однако меня терзают серьезные сомнения…

Промышленность, нефтегазовая отрасль, транспортники не захотят отказываться от сиюминутных доходов. А потребители не пожелают умерить свои аппетиты. Все живут по принципу «после нас — хоть потоп». И он, поверь мне и ученым, не заставит себя долго ждать.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Паникерам пора освежиться

Посчастливилось мне, Роман, в этом году побывать на Байкале. В местном музее могучего озера ученые ведут сейсмологические разведки онлайн. В качестве развлечения включили мне на экране карты сейсмической активности, страшно похожие на картину Мунка «Крик», и те карты европейских климатологов, которые тебя так пугают. Честно признаюсь, не ожидала, что ты столь впечатлительный, готов падать в обморок при виде градусника. Меня же «рентген» незначительных подземных колебаний в очередной раз настроил на философский лад: «как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево». Прикольно стоять ногами в сейсмоопасной зоне и смотреть, как под землей что-то беспрестанно пыхтит, толкается и возмущается. А представь, если этот видеоряд из байкальского музея сопроводить нервным скрежетом музыкальных сочинений Белы Бартока — кино «Апокалипсис сегодня» готово. Так вот бредовые ужастики и создаются. Знаешь, поклонники теории глобального потепления и других заговорщицких идей напоминают мне средневековых вещунов, заполошные крики которых чаще всего основаны на тотальном невежестве.

«Из одной системы нам еще долго не выбраться — из Солнечной» (Станислав Ежи Лец).

Скромно начну с того, что климат на Земле, возраст которой исчисляют миллиардами лет, кардинально менялся уже много раз, а человечество наблюдает за ним лишь лет 400. Ничтожно мало, чтобы делать какие-то глубокомысленные выводы. У нас, как известно, Белгидромет не всегда в состоянии дать правильный прогноз погоды на послезавтра, а мы пытаемся заглянуть в будущее на сто и тысячи лет вперед. Смешно. У вымерших динозавров интервью не возьмешь, огурцы в Гренландии сейчас не вырастишь, тем не менее, как мы помним из школы, все это было-было: и великое оледенение Земли, и малый ледниковый период, и великий голод в Европе, вызванный похолоданием после извержения вулкана в Южной Америке. Нехитрый анализ самых страшных климатических изменений на Земле говорит нам о том, что по-настоящему людям следует бояться морозов, а не глобального потепления. В холодной земле ничего не растет — элементарно от голода вымирает все живое. Соответственно, если температура у нас повысилась на несколько градусов, радоваться надо: в два раза чаще урожаи помидоров в парниках можно снимать. А также купаться в теплых озерах, ходить в красивых летних одеждах, улыбаться солнцу. И пользоваться моментом. Помнишь, как в начале Бродского цитировала? Качнувшись вправо, качнется влево — солнечная активность циклична, колебания температуры на Земле зависят от нее напрямую и еще от тысячи факторов. Антропогенный в этой космической симфонии — тоньше писка.

Ты ведь сам и пишешь, что во Франции всплеск жары отмечали в 2003 году. Температурный рекорд 1956 года, сообщает наш Белгидромет, побит был 5 июня в Борисове. В Минске в этот день был повторен рекорд 1927 (!) года. Не уверена, что в 30-х годах наша столица погибала от автомобильных выхлопов, нефтегазовой отрасли и сиюминутных доходов транспортников. Тогда самым популярным транспортом в Минской области, подозреваю, была гужевая повозка. А от «жары» — +29,5 — мы уже и сто лет назад изнывали.

Так что брось, Роман, паниковать и идти в атаку против человечества. Как идеальный потребитель ты сделал правильный выбор в сторону кондиционера. Я их не люблю, поэтому приобрела себе недавно вентилятор помощнее. Жаль, что понадобился мне он два или три раза за «аномальное» лето. А сейчас, как видишь, за окном все по-старому: идут дожди, в лесу лисички пошли и ягоды. Будем их собирать и варить варенье. Вот и хорошо. И никакого апокалипсиса. 

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Брейк!

Не обижайся, Роман, но в тебе, похоже, проснулся тот типичный ноющий белорус, над которым ты и сам любишь незлобно подшучивать: ведь у него, что бы ни случилось, все всегда не так. Ударили в январе морозы — ну все, ледникового периода теперь не избежать. Затянуло небо тучами и льют дожди — лета ждать не стоит. Теперь вот стоило небесной канцелярии порадовать жаркой погодой, ради которой люди преодолевают тысячи километров, добираясь на теплые побережья, и вот — караул, мы все умрем. Может, хватит видеть мир в черном цвете и стоит порадоваться наконец тому, что и в наших широтах сияет яркое солнце, не оставляя ни шанса депрессии и помогая организму накапливать такой дефицитный витамин Д? Да и, в конце концов, то, что у нас теплеет, не так уж плохо. Если и впрямь, как говорят эксперты, температура к концу столетия в Беларуси повысится на 3 — 4 градуса, а климат в Минске станет как в Киеве, то наши правнуки будут гораздо меньше денег тратить на обогрев жилища зимой. Им вряд ли понадобятся меховые шубы и дубленки, и тяжелой, вредной для здоровья и долголетия пищи они будут употреблять меньше. Но все это, Роман, перспективы, и, может быть, не столь уж близкие. А пока предлагаю тебе выключить кондиционер, выйти на улицу и, повернувшись лицом к югу, ловить теплые лучи уходящего июня. Ты и сам знаешь, что удовольствие это недолгое. Солнце после 21 июня повернуло на зиму, и, как правильно говорит Виктория, жара отступила, прошли дожди и в лесу выросли лисички.

Лилия ХЛЫСТУН.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter