Две Звезды Героя Александра Дубко: одна при жизни, другая - посмертно

Теплые лучики Александра Дубко

И через десятки лет после смерти у его бюста сельчане ставят лампадки и просят у него совета

ИМЯ Александра Иосифовича ДУБКО у белорусов на слуху. Руководитель одного из передовых хозяйств Гродненщины, председатель Гродненского облисполкома, депутат Верховного Совета СССР и Верховного Совета БССР, Герой Социалистического Труда и Герой Беларуси. Заслуженный и знаменитый человек. Но я хочу рассказать о нем именно как о председателе колхоза «Прогресс». Ведь многим людям в Вертелишках, которые за долгие годы руководства стали для него родными, он запомнился именно таким. 

В 1940 году в Вертелишках создали колхоз имени Ленина. После войны, в августе 1950-го, воссоздали новый колхоз «Прогресс», через год к нему присоединили колхозы «Знамя», «Путь к коммунизму», имени Андреева и Некрасова. Председатели, возглавлявшие хозяйство в пятидесятые годы, делали все возможное, чтобы оно встало на ноги, но время требовало новых подходов.

В 1959-м сельхозартель возглавил Федор Сенько. Режим экономии, введение хозрасчета, механизация труда полеводов, повышение оплаты труда работников, урожайности…. «Прогресс» поднялся на высокий уровень, а Федор Сенько в 1971 году получил звание Героя Социалистического Труда. В 1972-м его сменил Александр Дубко.

К сожалению, Александр Иосифович рано ушел из жизни. Его вдова Эмма Никифоровна, за столько лет уже привыкшая к вниманию журналистов, рассказала о своем покойном супруге:

— Саша родился 14 января 1938 года в деревне Илово Шумилинского района. Отца репрессировали через месяц или два после его рождения. Так они ни разу и не виделись. Мать уехала из деревни и позже вышла замуж за супруга своей умершей сестры, у которой осталось четверо детей. Они и были всю жизнь братьями и сестрами для Саши. Он не поехал за матерью,  остался с родной сестрой по отцу, которая его вырастила, а позже умерла от туберкулеза. В Илово окончил начальную школу, 10 классов — в Сиротино. Где-то километров за семь туда  ходил. Поступил в Гродненский сельхозинститут, там мы и познакомились. В то время он учился на четвертом курсе агрономического факультета, а я была первокурсницей зоотехнического. Через два года, в 1961-м, поженились.

После окончания института мужа распределили было в Витебскую область, но в последний момент направили на работу в учхоз «Принеманский» агрономом по картофелеводству. В 1970 году мы переехали в Гродно, Сашу назначили директором треста молочно-овощных совхозов, а в 1972-м предложили возглавить колхоз «Прогресс». К тому времени у нас было двое детей — Александр и Владимир. Восемь раз мы переезжали, а вот в Вертелишках осели на 29 лет.

Первые годы наравне с остальными колхозниками пололи сотки свеклы. Отменили «дялки»  после появления гербицидов. На работу я все время ездила в Гродно на автобусе. Представляете, хотя и была женой председателя, но первые 12 лет он даже машину колхозную не давал. Принципиальный и честный,  никак не хотел выделять членов своей семьи среди остальных людей. Домашнюю работу на себе тянула, мужу просто не хватало времени. Могла плиту, телевизор и утюг отремонтировать. Если что-то посложнее, давал мне деньги, и я нанимала человека. И никогда в доме не было домработницы, даже когда стала серьезно болеть. Муж предлагал, но я отказывалась. А знаете, как мы с ним отдыхали? Он сажал меня в машину, брали с собой нашу собачку и  ездили по Гродненской области смотреть поля.

Ежедневным ритуалом такой отдых стал, когда в 1994 году мужа назначили председателем Гродненского облисполкома. Саша душой болел за колхоз, он просто купался в нем. Надеялся, что после определенной отработки на новой должности вернется обратно. Мне кажется, что он видел на 10 лет вперед все, что должно было произойти в сельском хозяйстве. Все проблемы принимал близко к сердцу. Часто допоздна засиживался в кабинете, а перед сном, чтобы расслабиться, обязательно смотрел спортивные передачи. В спорте не хуже разбирался, чем в своей работе. В Гродно, кстати, стало традицией проводить хоккейные и баскетбольные турниры памяти Александра Дубко. Саша перечитывал все газеты, которые мы выписывали целыми стопками.

Александр ДУБКО с супругой Эммой Никифоровной (в центре) и специалистами «Прогресса» на именной колхозной заставе (конец 1980-х годов).

В новом доме в Гродно встретили 1999 год. Когда муж в 1982-м получил Звезду Героя Соцтруда, сразу сказал: «Три лучика твои». Вторую Звезду Героя Беларуси он не успел при жизни получить.

3 июля 2001 года, через 5 месяцев после его смерти, Указом Президента звание было присвоено посмертно. Похоронен муж в Гродно рядом с другим Героем Соцтруда  Виталием Кремко, с которым когда-то вместе работали в «Прогрессе».

Я храню все, что связано с Сашей, даже сноп колосьев с колхозных «Дажынак». Каждый день подхожу к его портретам, разговариваю с ним, как с живым, советуюсь.  И мне кажется, что он слышит и поддерживает меня все эти годы.

ИОСИФ Гайдук в хозяйство пришел в 1970 году заведующим гаражом: 

— Александр Иосифович возглавил «Прогресс» в июне 1972-го. Сразу же отнесся к своей работе по-хозяйски, «по-прогрессовски». Мы с ним пересекались часто, хотя я не был главным  специалистом. Это был большой дипломат и интеллигент. Приведу пример: диспетчер передает, что меня вызывает председатель. Порой знал, где и в чем провинился, заходил в кабинет и с порога говорил: «Александрович, понимаю. Вышло так, все исправлю». А иногда и сам не догадывался о причине вызова. И вот какая особенность у Дубко была. Если грозит взбучка, встает и выходит из-за стола, здоровается за руку, приглашает присесть и обращается только на «вы». Сразу по поведению можно было понять, что дело пахнет керосином. Но после переходил уже на «ты», и вместе решали, как исправить ситуацию. И не выполнить поручение или снова «накосячить» было нельзя — совесть замучила бы.

 Александр Иосифович был очень общительным человеком. Когда его не стало, приходили телеграммы-соболезнования из США, Англии, Франции… Он везде бывал, а по приезде собирал всех нас в клубе и рассказывал, где и что видел. Впервые от него узнали, что за границей существует какая-то сотовая связь, и один фермер даже предложил ему пообщаться по телефону с женой. Мы слушали, раскрыв рты. Никогда не наживал себе врагов, не держал обиды, не носил камень за пазухой, как говорится. Младший его сын Володя некоторое время работал в «Прогрессе» агрономом, не имея  абсолютно никаких поблажек от отца. Кроме того, Вовке доставалось больше, чем кому-либо, в случае «залета».

Иосифович был справедливый во всем, любил людей, любил землю. Никогда мимо не пройдет, чтобы не поприветствовать и не спросить, как дела. Если обращался к нему с просьбой, внимательно выслушает, а потом прямо ответит: «Вот это могу, это могу, а это нет, извини». И на этом точка, будь здоров. Поступал разумно, рассудительно. 

Знаю точно, что не хотел он уходить из «Прогресса» на должность председателя облисполкома, считал себя именно «колхозником», к земле тянулся. Но не выполнить поручение и отказаться не мог, хотя с нами не прощался, до самой смерти оставался другом, товарищем и советчиком. Мне кажется, что такие люди, с таким отношением к работе и характером, как у Дубко, справились бы с любой должностью, кем бы его ни назначили, —  заведующим участком или министром. Уживчивый со всеми, имел огромный круг друзей и знакомых. Никогда не считался ни со временем, ни со здоровьем. Таблетки сердечные постоянно носил с собой и украдкой пил, мы же замечали. Ездил по хозяйству на «Ниве», называя ее «сороконожкой».

Еще вспомнился случай. Собственного автомобиля у Александра Иосифовича никогда не было, как передовику производства выделили в личное пользование «Волгу». Так он заставил меня переоформить ее на «Прогресс». Говорил: «Не хочу, чтобы люди думали, что я за государственный счет наживаюсь».

УГОВОРИТЬ директора СПК «Прогресс-Вертелишки» Василия Ревяко рассказать об Александре Дубко удалось не сразу — рабочее время у руководителя расписано по минутам. Но его воспоминания особенно ценны потому, что он работал в свое время с Александром Иосифовичем, а после его ухода с должности сам возглавил «Прогресс»:

— В 1973 году, когда я пришел на практику лаборантом молочно-товарной фермы в колхоз, Дубко уже был его председателем. Тесного общения с ним у нас еще не было. А вот через год на шестимесячной практике в качестве заведующего той же МТФ я принимал республиканский семинар по производству молока, в котором участвовал Петр Машеров. Семинар прошел успешно, и Александр Иосифович после окончания практики пригласил меня на работу в качестве главного зоотехника. Я нисколько не уменьшаю роль Федора Петровича Сенько как председателя «Прогресса», но это было маленькое хозяйство, примерно 2300 гектаров сельхозугодий и 1800 пашни. При Дубко хозяйство в четыре  раза увеличилось по площади за счет присоединения отстающих колхозов. Здесь стали заниматься разведением  птиц, пушного зверя и лошадей.

За все время, что я поработал вместе с ним, многому научился и как специалист, и как руководитель. Дубко выделялся среди остальных председателей сельхозпредприятий. Очень интересный человек, неординарная и масштабная личность. Отличался человечностью, с пониманием и уважением относился к людям. У него были необычные организаторские способности и умение видеть и просчитывать жизнь вперед, давал возможность специалистам раскрывать себя. Если назначал человека на должность, то полностью ему доверял, никогда не копался в мелочах. Если кто-то в чем-либо проштрафился, всегда досконально изучал причины и мотивы, не старался скорее наказывать. Никогда не рубил сплеча, разбирался в ситуации.

Один год я занимал должность первого заместителя председателя колхоза. Потом был определенный перерыв в моей трудовой деятельности в хозяйстве. После распада Союза снова вернулся к Александру Иосифовичу первым заместителем. В общей сложности вместе проработали 15 лет.  С ним было легко, мы прекрасно понимали друг друга. До сих пор он в моей памяти как близкий человек, который помог мне найти себя в жизни. После его ухода на должность председателя Гродненского облисполкома, почти 23 года назад, я возглавил сельхозпредприятие.

НЕ заметить бюст бывшего председателя  «Прогресса» рядом со зданием  правления в Вертелишках невозможно. Как и, а это меня поразило сильнее всего, горящие лампадки у подножия. Значит, не только помнят люди Александра Иосифовича, но и приходят к нему. И кто его знает, может, не только супруге он помогает советами.

chasovitina@sb.by

Фото из семейного архива семьи ДУБКО и автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter