Лариса Андросова из агрогородка Малевичи Жлобинского района возродила старую традицию — делает из ваты игрушки

Теплые игрушки

Легким движением руки вата превращается...

Лариса Андросова из агрогородка Малевичи Жлобинского района с самых юных лет что-то мастерит: шьет, вяжет, клеит… А еще к каждому празднику украшает свой дом, превращая его в настоящую сказку. Три года назад она решила возродить старую традицию — создавать пасхальные и новогодние игрушки, интерьерных кукол и целые литературные сюжеты из ваты. Материалы привычные и доступные, фантазии у Ларисы хватает, а навыки, как оказалось, дело наживное.

Уроки анатомии

Гостеприимная хозяйка встречает нас на пороге своего уютного домика, помешивая ложкой в мисочке какую-то жидкость. Лариса Андросова по профессии повар, но на сей раз приготовила не изысканное угощение.

— Это клейстер — заваренный из картофеля крахмал. Вот только что перед вашим приходом сделала: ложечка крахмала и крутой кипяток.

Разумеется, потчевать нас этим Лариса не собирается, такой клейстер — основной скрепляющий состав для изготовления ватных миниатюрных человечков. Мастерица проводит нас в зал. На столе — составные части будущего шедевра. Хозяйка показывает целую россыпь маленьких личиков из глины.

— Кто умеет, лепит сам, у меня тоже есть пара авторских образцов, — объясняет Лариса. — Но в основном я нахожу красивую мордашку как образец — например вот как у статуэтки на полочке. Потом мажу маслицем, выдавливаю клей при помощи клеевого пистолета. Все это засыхает, снимается как форма, которую нужно заполнить полимерной глиной. Затем делаем оттиск, шлифуем и расписываем акриловыми красками.

Лариса заранее знает, для какой куклы какое лицо предназначается. Ведь нарисовать его — один из самых важных шагов. Это нужно, чтобы придать игрушке характер, сделать так, чтобы она ожила.

— А теперь начинаем лепить тело — с самого, если так можно выразиться, скелета. Каркас игрушки состоит из проволоки, желательно медной. Вот здесь вспоминаем все, что выучили в школе по анатомии.

На рабочем столе у Ларисы даже специальная табличка с параметрами: если лицо куколки в высоту два сантиметра, вся фигурка составит 10—11 см. У взрослых персонажей голова по отношению к туловищу меньше, у детей больше. Руки и ноги скручиваем из проволоки и сразу придаем ту форму, в которой застынет персонаж: девочка на коньках бежит, мальчик бросает снежок, женщина обнимает корзину с пасхальными яйцами…

Тысяча и одна складочка

Сейчас в руках у мастера — будущая балерина, поэтому ее пока еще металлические конечности замирают в изящном танцевальном па. Теперь Лариса отрывает тончайшие полоски ваты и начинает по часовой стрелке плотно накручивать на «скелет», набирая объем.

— Каждый слой сверху обматываем ниткой, чтобы вата не сползла. Если наш герой будет облачен в зимнюю одежду, тогда точно «прорисовывать» все анатомические детали необходимости нет. А вот балерину придется делать максимально правдоподобно: детально и выразительно накручиваем коленки, икры, бедра…

«Мумию» покрываем клейстером, сушим возле батареи или над газовой плитой. А потом начинается самая сложная часть процесса. Я наивно спрашиваю:

— А такие сложные наряды на куклу шьются отдельно?

Лариса улыбается:

— Все только из ваты! Рассчитываем, сколько сантиметров нужно, чтобы сделать пышную юбку в складку. Тонкий слой ткани-ваты промазываем клейстером и прикладываем к фигурке, постепенно делая складку за складкой. Работа кропотливая. Порой на кудрявую прическу, когда приходится отдельно выкладывать десятки локонов, может уйти до недели работы.

Некоторые мастера, рассказывает Лариса, делают по-другому: нанизывают сухую вату на нитку и собирают уже на фигуре. В любом случае главное условие одно — не торопиться и продумывать каждый шаг. Если по «сюжету» персонаж в движении или на него дует ветер, одежда примет соответствующую форму — будто застывшую в полете.

Главное — состояние души

Не могу оторвать взгляд: сейчас тонкие детали у Ларисы выходят просто ювелирно! А ведь еще три года назад об изготовлении ватных кукол она не имела никакого представления:

— Я обожаю Новый год, скупаю десятками украшения, ставлю огромную елку. И как-то вспомнила, что раньше игрушки делали из ваты. Решила попробовать, ведь такие игрушки долговечные, не разобьются, если их уронить. Не умела ничего. Художественного образования у меня нет, всю жизнь проработала поваром — кормила детей в садике и механизаторов на поле. А сейчас тружусь сторожем в детском саду. Не очень творческая работа? Может быть, но главное — состояние души!

Творческую натуру, с детства воспитанную на любви к шитью, вышивке, вязанию, Лариса сдержать не может, а техника пришла с практикой. Поэтому из-под чутких рук мастера вышли сотни неповторимых фигурок. Сегодня ватная игрушка — не только новогоднее украшение. В арсенале Ларисы — осенние малыши со свежим урожаем, пасхальные девчонки с корзиной, наполненной яйцами, а иногда и полноценный ряд героев сказок. Сейчас она делает целую экспозицию по гоголевскому произведению «Ночь перед Рождеством»: уже есть фигура будущего черта, летящего над крышей, лицо Вакулы и роскошные черевички для Оксаны. А однажды мастеру заказали фигурки реальной семьи! 

Игрушки Ларисы расходятся по всей Европе, их покупают жители Великобритании, Швеции, Германии, а в Эстонии их даже использовали во время показа мод. Впрочем, для мастерицы главное, что во все изделия она вкладывает частичку своей души:

— Каждая фигурка уникальна и несет добро. Вот даже просто возьмите в руки — она теплая! Для меня ватные игрушки — вещь волшебная, пробуждающая фантазию, маленькая сказка, дарящая праздник.
Игрушки Ларисы Андросовой расходятся по всей Европе, их покупают жители Великобритании, Швеции, Германии, а в Эстонии их даже использовали во время показа мод. Впрочем, для мастерицы главное, что во все изделия она вкладывает частичку своей души.

Из глубины веков

Когда точно возникла традиция делать игрушки из ваты, доподлинно неизвестно. По технике процесс немного схож с изготовлением папье-маше, которое появилось еще до нашей эры в Китае. В некоторых исторических источниках встречается описание ватных игрушек, изготовленных в Англии, Германии или США в конце XVIII — начале XIX века. Считается, что на наших территориях такие изделия появились вместе с возникновением традиции устанавливать в домах на Рождество, а потом и на Новый год украшенную елку. 

Особую популярность ватные игрушки обрели в 1930-е годы, когда советское правительство вернуло народу новогодний праздник. Материал позволял изготавливать самые разные фигурки и сюжеты. Производством лыжников, зверей и сказочных персонажей занималось несколько фабрик. Большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки ставились под елку и стали настоящими долгожителями, пережив сам СССР.

Большинство игрушек делалось вручную, хотя мода на румяные яблоки, лиловые сливы, хрустящие огурчики позволила механизировать процесс производства. В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты. А потом на некоторых производствах начали применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, которые затем окрашивали нитролаками. И все же в большинстве своем ручной труд постепенно сдавал свои позиции на рынке, и интерес к ватной игрушке стал возрождаться только к рубежу тысячелетий. Сегодня это уже не только новогоднее украшение, а элемент интерьера, который ценят за уникальность и особенный уют.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter