ТЕПЛОМ СЕРДЕЦ согреем ребятню

В шестой раз в Беларуси стартует совместная акция Министерства образования, Белорусского детского фонда и “Народной газеты” “Подарим солнце детворе” В рамках акции социально незащищенные маленькие граждане нашей страны проводят каникулы в благополучных, крепких семьях наших соотечественников. Минувшим летом на призыв откликнулись многие семьи из всех областей Беларуси и приняли на лето более пяти тысяч сирот, детворы из чернобыльских районов и малышей из многодетных семей. Сегодня гостья “Семьи” — бессменный координатор проекта “Подарим солнце детворе”, доверенный врач Белорусского детского фонда Лидия ЛитвиновиЧ.

— Шесть лет назад многие называли этот проект неперспективным, — вспоминает Лидия Николаевна. — Тогда дома-интернаты предпочитали отправлять своих воспитанников на отдых в семьи за границу. Инициатива отдыха социально незащищенной детворы в белорусских семьях возникла, можно сказать, стихийно — такое предложение внесли жители населенных пунктов Гродненской области, и воспитатели сиротских приютов региона поддержали их. Тогда это было чистой благотворительностью — никаких государственных дотаций семьи, принявшие на лето ребенка, не получали. Минобразования и руководство страны поддержали инициативу, увидев в ней полезное начинание. Были учреждены денежные пособия на содержание ребенка. И вскоре акция нашла отклик у наших соотечественников из всех областей Беларуси. Сегодня проводят лето в семьях не только сироты, но и дети из чернобыльских районов — такое сотрудничество налажено, в частности, между Гомельской и Витебской областями. Принимают семьи на оздоровление и детей из многодетных семей.
— Какие задачи ставят перед собой организаторы акции?
— Отдых социально незащищенных детей в белорусских семьях — очень перспективное решение, имеющее множество преимуществ перед другими формами работы. Прежде всего многие дети-сироты, да и прочие категории малышей нуждающихся в особой заботе, много раз бывали за границей, а вот своей страны почти не знают. И воспитанникам интернатов, расположенных в городах, полезно и увлекательно провести лето в живописных сельских уголках Беларуси, например, на Нарочи, в Мядельском районе, на красивейших озерах Витебщины. Дети не сталкиваются с языковым барьером, им не приходится адаптироваться к новым обычаям, климатическим условиям и даже режиму питания, как это бывает при поездках за рубеж. Ребята становятся более социально адаптированными, возвращаются после каникул с подарками и обновками. А кроме того, во время пребывания в полноценных семьях они учатся ухаживать за собой и делать домашнюю работу. Ведь не секрет, что, несмотря на усилия воспитателей домов-интернатов, многие молодые люди, выросшие без семьи, выйдя в самостоятельную жизнь, попросту не умеют себя обслуживать.
— А как выбираются семьи, в которые на лето попадут дети?
— Семья, выразившая желание взять ребенка на каникулы, обращается в городской или районный отдел образования по месту жительства. Указывается примерный возраст и пол ребенка, а также срок, на который семья готова его принять. Работники образования вместе с активистами Белорусского детского фонда изучают жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье. Получив разрешение отдела образования, семья пишет заявление, в котором дает гарантии школе-интернату и отделу образования, родителям, что обязуется нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка и вернет его к определенной дате. Требуются также справки о доходах семьи, об отсутствии заболеваний, из наркологического диспансера. Школа-интернат, городской, районный отдел образования или другой орган выплачивают на время пребывания ребенка семье денежное пособие. За условиями жизни ребенка наблюдает социальный педагог, сотрудники отдела образования и детского фонда.
— Лидия Николаевна, вы можете “нарисовать” социально-психологический портрет семьи, решившей взять на лето сироту или ребенка из другой социально незащищенной категории?
— Чаще всего это работники сферы образования, а также социальные работники или медики. Обычно ребенка на лето берут семьи, где уже есть собственные дети. Чтобы решиться взять в свою семью чужого ребенка, надо искренне любить и понимать детей. Ведь дело тут не в деньгах — пособие достаточное, но большим назвать его нельзя. Нередко откликаются люди, семьи которых постигла какая-нибудь беда, — тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких. Ведь горе делает более отзывчивым, восприимчивым к чужим невзгодам. Активными участниками акции становятся и бездетные семьи. К слову, с окончанием каникул отношения ребенка с семьей, где он провел лето, почти никогда не прерываются. Семья берет над ним шефство, и очень часто сироты обретают приемных родителей или опекунов. Очень часто семьи берут на лето “своего” малыша из года в год.
— А какие области Беларуси лидируют среди участников акции?
— По итогам минувшего года детей на лето чаще всего брали семьи Гродненской (там отдохнуло 1450 социально незащищенных ребят) и Витебской (717 детей) областей. Меньше всего откликнувшихся на наш призыв было в Минске: в столице в семьи взяли всего 297 детей.
— То есть в столице меньше всего отзывчивых людей?
— Ничего подобного! На мой взгляд, в Минске просто недостаточно широко и своевременно проводится рекламная работа. Столичным интернатам проще централизованно отправить детей на отдых за границу или в лучшие лагеря отдыха страны. Я никогда не назвала бы минчан черствыми! Приведу пример. Я являюсь координатором программы “Детское сердце”, в рамках которой в детском кардиохирургическом центре наши и зарубежные специалисты-кардиологи проводят лечение детей с заболеваниями сердца. Поскольку бригада врачей интернациональная, требуются переводчики, и Детский фонд активно сотрудничает со студентами факультетов иностранных языков столичных вузов. Так вот, та самая современная молодежь, которую люди старшего поколения любят называть черствой и равнодушной, очень привязывается к больным деткам. Студенты — и девушки, и парни — часто обращаются к нам с просьбой забрать малышей на выходные, чтобы погулять с ними, покормить их мороженым, покатать на каруселях или сводить в кино. Детский фонд выступает в этом случае гарантом для домов-интернатов или родителей. И еще не было случая, чтобы ребенка обидели, потеряли или привели не вовремя. Один студент провел всю ночь в реанимации у постели больного малыша, хотя его работа уже была закончена. Он помогал медсестрам ухаживать за ребенком, потом навещал его в больнице и в конце концов связался с семьей малыша — она живет в Гродненской области. И взял шефство над “своим” ребенком. Объясняет, что “прикипел душой”. Таких примеров я знаю тысячи! В Беларуси очень много отзывчивых людей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter