На осенне-зимний сезон в стране организовали 120 зимовок для пожилых людей

Тепло ли тебе, бабушка?

Непогода за окном, видимо, объединяет. Не зря дома-зимовки пользуются популярностью у тех, кому тяжело вести хозяйство в одиночку, особенно в холода. Съезжаются бабушки и дедушки вместе обычно на зимний сезон. Такая форма жизнеустройства пожилых людей начала активно развиваться относительно недавно, но уже доказала свою эффективность. Разбираемся почему.


Юзефа ЯРЧАК в зимовке чувствует себя хозяйкой

Стопка желтых блинчиков с творогом дымится на тарелке. Ароматы разносятся по всему дому. А дом у Юзефы Найдён из агрогородка Налибоки Столбцовского района просторный. По сельским меркам практически хоромы. Еще года два назад Юзефа Иосифовна места себе не находила в этих комнатах. Щемящее чувство одиночества одолевало женщину. Шутка ли, когда из собеседников разве что кот да телевизор в качестве звукового фона. Ночью приходилось особенно несладко. Стукнет ветка в окно, а фантазия рисует страшные картины. Теперь ей уже не страшно.

Переезд Константина Демидовича к Юзефе Найдён стал неожиданностью для односельчан. Сразу пошли сплетни — надо же, на старости лет личную жизнь устраивают. Иосифовна смущенно опускает глаза: «Знаете, мне эти разговоры как нож в сердце. Какие уже в этом возрасте отношения? Узнали от соцработника, что можно вести совместное хозяйство, вот и объединили свои силы. У меня детей нет. А деток в молодости ой как хотела. Выйду на улицу, а там соседские ребятишки играют. Стою, любуюсь, а вечерами в подушку плачу. Ни разу даже забеременеть не получилось. А как муж умер, совсем беда. Без мужчины сложно в деревне». Теперь Константин Сергеевич у нее на подхвате. И дров наколет, и бурьян покосит. А она его вкусным обедом и ужином всегда накормит. Татьяна Бруй, инспектор ТЦСОН Столбцовского района, рассказала, что каждую зиму до этого волновалась за Константина Сергеевича. Жена у него умерла, живет один, а дом старый, печное отопление на ладан дышит. Сейчас успокоилась. В доме у Юзефы Иосифовны все блага цивилизации — газовое оборудование, стиральная машина.

А вот Юзефу Ярчак переехать в дом-зимовку в деревню Нестеровичи Столбцовского района вынудило пошатнувшееся здоровье. Сама она из Минска. Но доктор сказал, что лучшее лекарство — сельский воздух. Теперь Юзефа Болеславовна внедряет здесь столичные привычки. Если выходит гулять, то обязательно наряжается. Женщина показывает рукой на целый арсенал кремов и сывороток: «Мне 78, но о возрасте не хочу и думать. Утром встала, зарядку сделала. Потом масочку с огурчиком на лицо намазала. Каждый день занимаюсь скандинавской ходьбой. Слежу за собой». Хозяин зимовки Михаил Савчик к ритму жизни соседки тоже подтягивается. В доме сделали ремонт, облагородили баньку. Про Юзефу Болеславовну соседи говорят: «В руках все горит». Она здесь и медсестра, и массажист — со всех хат на консультацию собираются. А ведь когда ей было 50 лет, у нее самой были серьезные проблемы со здоровьем. С ее лица вдруг сходит улыбка: «Я могла быть прикованной к кровати. Чуть было не покончила жизнь самоубийством. Меня чудом спас незнакомый человек. Но потом взяла себя в руки. После операции не могла толком пошевелиться. Чтобы заставить себя двигаться, разбрасывала по полу спички и силой заставляла себя собирать. Поднимала одну спичку, вторую, а по щекам слезы от боли текли».

Константину ДЕМИДОВИЧУ и Юзефе НАЙДЁН встречать холода уже не страшно.

О том времени она старается не вспоминать. С нынешним соседом общий язык нашли сразу. Болеславовна даже отвечает за все финансовые вопросы. Сама закупает продукты, готовит. А Михаил Никанорович уже ответственный за хозяйство.

Светлана Блашко, директор ТЦСОН Столбцовского района, показывает рукой на сельские домики: «Зимой всегда находимся в напряжении. Особенно переживаем, если у пожилого человека какие-то проблемы с печным отоплением. Многим предлагаем на социальную койку, но далеко не все соглашаются». Не всем хочется расставаться с 80 процентами пенсии. Социальные работники рассказали случай, как предложили соцкойку брату и сестре. Те сразу согласились. Но как только оказались на чужих харчах, тотчас по родным стенам заскучали. Да так затосковали, что стали разрабатывать план побега. Это не было бы так смешно, если бы не было так грустно. Когда сельские дороги заметает, а ты знаешь, что в глухой деревеньке живет одинокая бабушка, то о каком-то юморе и думать не приходится. Одна мысль: все бы обошлось. А ведь многие старики и от жизни в интернатах отказываются. Дома совместного самостоятельного проживания, сезонного проживания, зимовки становятся удобной альтернативой интернатам для пожилых. И у соцслужб не болит голова, что с одиноким человеком что-то может случиться. Плюс такие формы экономически более выгодны. Не зря они стали активно внедряться по всей стране. Так, Вера Астапенко, начальник управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, отметила, что в области 620 человек проживают в приемных, гостевых семьях, домах сезонного проживания и в зимовках. Если их нужно было бы разместить в отделениях круглосуточного пребывания для пожилых, то возникла бы необходимость создать еще 20 таких отделений. А теперь считайте сами, сколько финансовых средств потребовалось бы аккумулировать для этих целей. А ведь, находясь в зимовке или в доме самостоятельного проживания, бабушка или дедушка живет не в казенных стенах, они по собственному усмотрению распоряжаются пенсией и, если надо, ведут хозяйство. И главное, не ощущают себя немощными.

Прямая речь

Анатолий РАЖАНЕЦ, начальник управления государственной социальной поддержки населения Минтруда и соцзащиты:

— Сразу отмечу, зимовки, дома совместного самостоятельного проживания и сезонного проживания, приемные семьи не являются формами социального обслуживания. Их можно отнести к формам жизнеустройства нетрудоспособных людей. Многие не понимают, в чем различия между этими формами. Объясню. Дома-зимовки формируются при объединении нескольких людей для совместного проживания в осенне-зимний период в доме, который принадлежит одному из объединившихся. По данным на 1 октября этого года, в стране создано 120 зимовок (Брестская область — 14, Витебская — 56, Гомельская — 22, Гродненская — 4, Минская — 18, Могилевская — 6), в которых проживают 240 пожилых.

Дома совместного самостоятельного проживания организуются уже местными исполнительными и распорядительными органами. В помещениях коммунальной формы собственности расселяются люди, проживание которых в собственном жилье затруднено по различным причинам. В таких домах граждане проживают за счет имеющихся у них средств, солидарно оплачивают коммунальные услуги. При их нуждаемости в социальном обслуживании им также оказываются социальные услуги работником территориального центра социального обслуживания населения. В стране создано 26 домов совместного самостоятельного проживания для 121 человека.

Дома сезонного проживания — это дома совместного самостоятельного проживания, работающие только в осенне-зимний период. Работа двух таких домов организована в Минской области — в Вилейском и Солигорском районах.

azanovich@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter