В Весновском доме-интернате Глусского района воспитанникам дали шанс найти свое дело

«Теперь я обычный человек. И счастлив!»

Обувная мастерская «У Мишика» в Глуске работает без выходных. Для Михаила РУНЦЕВИЧА народное признание «лучший сапожник в округе» дорогого стоит. Это его любимое дело, он умеет зарабатывать деньги, а еще — чувствует себя нужным. Парень до недавнего времени считался подопечным Весновского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. 


ВОСПИТАННИКИ интерната, достигнув совершеннолетия (а у большинства из них родители лишены родительских прав), признаются судом недееспособными. Главные аргументы — психическое заболевание и невозможность отвечать за свои действия. И вот в Весновском доме-интернате когда-то решились на эксперимент. Совместно с ирландской благотворительной организацией запустили проект под названием «Восстановление дееспособности». Благодаря специальным занятиям от грамматики до социальной адаптации под руководством педагогов и воспитателей самым способным ребятам дается шанс совершить своеобразный прорыв в своем развитии. Чтобы эксперты признали, что эти люди могут жить в социуме самостоятельно. И вот из семи кандидатов двое накануне были признаны дееспособными. В том числе и Михаил Рунцевич. О своих планах на новую жизнь парень рассказывал за работой в своей мастерской:

— Теперь я обычный человек, ничем не отличаюсь от других — и счастлив! Спасибо воспитателям интерната, что научили меня всему, помогли освоить ремесло сапожника — профессия у меня есть. Скоро справлю новоселье: получил комнату в общежитии, нашлись спонсоры, которые помогут с мебелью. 

Директор Весновского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития Вячеслав Климович считает, что главная заслуга в том, что двое его воспитанников стали обычными людьми, — в стремлении самих ребят:

— Да, во внимание берется много факторов: способен ли человек ориентироваться в городе, сам себя обслуживать в быту, элементарно читать вывески — знать, где почта, а где больница, с умом тратить деньги и так далее. Но очень важным аспектом при вынесении вердикта о дееспособности становится мотивация: зачем человек, который до сих пор находился в интернате на полном обеспечении, хочет жить самостоятельно, какие у него планы, готов ли он справляться с трудностями в социуме? 


Знакомлюсь с Сашей Лёвкиным, он пока не определился со сменой прописки. В отличие от Миши нуждается в помощи в быту — он инвалид-колясочник. Но Саша хорошо владеет компьютером, поэтому ему вполне по силам открыть свое дело и работать удаленно. Он может переехать в любой интернат области обычного типа, выбор за ним. К жизни в «открытом море» парни готовы благодаря тому, что долгое время учились самостоятельности в отделении сопровождаемого проживания. Это отдельные домики со всеми удобствами на территории интерната. Воспитатель просто присматривает за ребятами, а они сами справляются — с уборкой или с тем, как организовать свой досуг. В отдельном коттедже группа ребят тоже под присмотром воспитателей живет в Глуске. Там у них есть даже свой огород, кролики и куры. Кстати, соседи очень быстро по достоинству оценили доброжелательность, вежливость и трудолюбие воспитанников. Еще семеро, им нет 18, участвуют в проекте «Приобретение жизненных навыков». Для них оборудована специальная группа. Но там все, как дома: комнаты мальчиков и девочек, кухня, где ребята учатся готовить, зал, где вечером собираются у телевизора. И такой семейный подход позитивно сказывается на детях, они становятся общительнее, самостоятельнее. Сейчас двоих в планах отправить обучаться, чтобы они получили рабочую специальность. А затем, надеемся, и они будут признаны дееспособными.

…Интересно, о чем мечтает человек, который только в возрасте за тридцать стал де-юре самостоятельным? Михаил Рунцевич отвечал на этот вопрос с таким оптимизмом, что нет никаких сомнений — у него получится:

— Хочу встретить девушку и жениться. Чтоб она помогала мне, а я ей. И еще хочу попутешествовать, посмотреть мир. 

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела Комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома Светлана СТЕПАНОВА:

— Получить статус дееспособных для проживающих в интернатах — не самоцель. Главное, чтобы эти люди действительно нашли свое место в жизни за казенными стенами. Что касается Михаила Рунцевича, мы поможем ему устроиться на работу с постоянным заработком, а обувная мастерская — в качестве подработки. И в дальнейшем соцработники будут курировать молодого человека: мало ли какая консультация или помощь понадобятся, те же коммунальные правильно оплатить. Свою задачу видим в том, чтобы выработать эффективную систему социализации особенных людей. 

Сегодня отделения сопровождаемого проживания созданы не только в Весновском интернате, но и во всех психоневрологических интернатах области: там уже проживают 166 человек. Есть и такой результат: недавно именно после такой социальной адаптации в отделении сопровождаемого проживания молодую женщину забрали в семью родственники, они заметили перемены к лучшему. Ведь не всегда речь идет о неблагополучных семьях, просто родные не справляются с уходом за больным человеком.

Помимо двух воспитанников Весновского интерната, за последние пару лет в дееспособности восстановлены еще двое, проживающих в других психоневрологических интернатах. Возможно, в будущем эта категория людей будет жить в Чаусах: в местном интернате сейчас идет ремонт пустовавшего корпуса. В чем заинтересованность соцслужбы в такой работе? Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, цель которой — поощрение, защита и обеспечение инвалидов всеми правами человека и основными свободами. И если особенный человек может и хочет жить, как все, ему нужно помочь.

Елена КУКШИНСКАЯ — специально для «СГ».

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter