С января 2020-го годовой план увяжут с системой казначейства.
Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун объяснил четыре основные причины для назревших изменений и озвучил найденные пути решения. Прежде всего госзакупки порой проводились без фактического выделения денег, на авось, из-за чего потом отменялись. Теперь годовой план закупок должен размещаться в созданной Государственной информационно-аналитической системе управления госзакупками (ГИАС) в течение пяти дней после утверждения их заказчиком. В первое время, не скрывают в МАРТ, придется все ввести вручную, даже если потенциальных лотов больше тысячи. Дальше, обещают, будет проще. Иначе нет позиции — нет закупки.
С января 2020 года годовой план увяжут с системой казначейства. И под каждую закупку до последней скрепки будут резервироваться деньги. Нет их — дело дальше не пойдет. Такой подход должен облегчить работу малому и среднему бизнесу, для которых особенно важны своевременность расчетов и полнота выполнения договора.
К слову, о ГИАС, точнее, об одноименной торговой площадке, которая придет на смену icetrade.by. Его за свои средства разработал Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен МИД. По словам первого замдиректора центра Александра Запольского, это, во-первых, позволило оцифровать весь процесс, во-вторых, добавило ему прозрачности.
— Раньше можно было результат разместить с одной ценой, а договор заключить по другой, — объяснил он.
Теперь все будет на виду — для контролеров и участников процесса. Они смогут лишний раз убедиться, что условия договора неизменны. Это второй блок, нарушения в котором МАРТ постарался устранить. Так, на стадии заключения сделки нельзя менять предмет договора и требования к нему, объем и количество товаров, порядок оплаты, срок исполнения обязательств, ответственность сторон и цену. Последняя, между прочим, раньше могла меняться троекратно. Впрочем, есть допустимые изменения условий договора на стадии исполнения. Андрей Картун перечисляет:
— Увеличить или уменьшить объем поставки можно не более чем на 10 процентов. Увеличить сроки — по инициативе заказчика, если необходимо изменить конструктивные или технологические решения, которые раньше было не предусмотреть. Цена может расти пропорционально объему, в связи с изменением законодательства и регулируемых тарифов, уменьшаться — пропорционально сокращению объема закупки.
Для всех участников требования будут едиными. По сути, достаточно всего-то честно работать и вовремя платить по счетам. Другие уточнения прописаны в перечне Правительства, отступать от них нельзя. Разве что исключение сделали для услуг столовых и буфетов детсадов, школ, университетов — дополнили требованием к опыту работы в сфере: не меньше трех лет. Все-таки питание подрастающего поколения первому встречному не доверишь.
Третий блок решаемых проблем — наделить поставщиков большей ответственностью за отказ заключать договор или за ненадлежащее его исполнение. Теперь достаточно заказчику сообщить в МАРТ об «уклонисте», и его внесут в «черный список» на два года.
Четвертый блок вопросов лежит в сфере закупок из одного источника. В прошлом году почти 60 процентов всех процедур закупок прошло, по сути, вне конкуренции. А в суммарном выражении — все 80 процентов. В МАРТ ранее не раз подчеркивали: из-за отсутствия выбора переплата составляет 20—25 процентов. В новом законе конкретизирован механизм перехода к закупке из одного источника. В частности, после дважды не состоявшейся процедуры условия менять нельзя. Кроме того, появился перечень исчерпывающих случаев, когда можно сразу переходить к закупке из одного источника. Их всего 61. Например, там есть услуги по подготовке космонавтов или по обработке данных госстатнаблюдений.
А с 2020 года эта сфера тоже должна стать прозрачной. Лоты стоимостью от 50 до 300 базовых величин предлагается «разыгрывать» через электронные площадки. Такая идея заложена в проекте Указа «О вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».
druk@sb.by