Теперь у директора убыточного хозяйства есть мотивация

УКАЗ № 399 вызвал всеобщее оживление среди руководителей хозяйств. Понятно почему. Заложенные в нем механизмы восстановления платежеспособности убыточных сельхозорганизаций мало того, что весьма продуманы, так еще в некоторой степени и прорывные. Хотелось мне написать «революционные», но сельскому хозяйству с его размеренностью и цикличностью революции противопоказаны категорически. Это как раз та сфера общественной деятельности, где реформы должны ложиться на предварительно подготовленную почву.

Фото green-budget.eu

Начнем с того, что на пустом месте дела не делаются. Указ стал абсолютно логичным продолжением ранее начатой работы. Он по счету третий, дополняющий два подписанных ранее, документ, который ориентирован на повышение эффективности аграрной отрасли. Это следующий шаг, расширяющий инструментарий и возможности руководителей, главная цель которого — помочь, а не навредить.

Почему, возможно, спросите вы, это не сделано раньше? Лет тридцать назад топливо, минеральные удобрения и другие ресурсы обходились хозяйствам в считаные копейки, а государство не только щедро поддерживало различными дотациями, но и гарантированно выкупало практически все произведенное. Причем никакого диспаритета цен, никакой конкуренции.

Позже, когда пошел разброд и шатания, и страна предприняла титанические усилия, чтобы все созданное не одним поколением не оказалось в карманах скорохватов, когда одним из решающих факторов успеха стала жесткая исполнительская дисциплина, разговор, к примеру, об акциях для руководителей был явно преждевременным.

И вот сейчас, когда мы не только накормили страну, но и вошли в топ мировых экспортеров продовольствия, когда именно сельхозэкспорт стал мощнейшим драйвером экономики, пришло время всерьез озаботиться конкурентоспособностью продукции. То есть добиться снижения затратности отрасли, повысить ее эффективность. В том числе оздоровив предприятия, которые на эффективную работу никак не вышли. Конечно, аутсайдеры на аграрном рынке погоды не делают, но это не значит, что имеющиеся в их распоряжении производственные мощности должны использоваться абы как. Тем более что в свое время деньги в их развитие вложены немалые, поэтому нужно нести ответственность за каждый шаг не только перед государством, но и людьми, семьи которых всю жизнь работают на земле.

Сегодня еще бытует мнение, что сделать это проще, передав землю в частные руки. В какой-то степени мы это уже проходили в 90-е годы, когда раздавали акции хозяйств. Но, как видим, из этого мало путного вышло. Видимо, не форма определяет содержание: все зависит от того, кто стоит у руля и как этот человек станет осуществлять на практике свои права. Современное сельское хозяйство — бизнес, заметил антикризисный управляющий Александр Колесников: «Многие ошибочно полагают, что государство нам чем-то обязано. Разве? Оно создает условия для работы. Вот что главное. А мы, руководители, сами должны возводить свой фундамент. Форма собственности здесь ни при чем». Думаете, он не прав? За примерами далеко ходить не надо — пожалуйста: фермерское хозяйство Михаила Шруба и СПК «Агрокомбинат Снов» — и оба успешны одинаково. Думаете, проблем у них не было?

Новый указ решает немало проблем. В том числе чисто финансовых, касающихся самого механизма оздоровления, из которого исключена судебная компонента, и самый для управленцев главный. Раньше высказывались мнения, мол, директор в убыточном хозяйстве — никто. Ответственность большая: поднять лежачее хозяйство — не поле перейти; зарплата скромная — в большинстве случаев работать нужно за идею. Ни одного мало-мальски толкового руководителя такие условия не прельстят. А теперь? 

Разве 25 процентов плюс одна акция хозяйства за выполнение показателей бизнес-плана по восстановлению платежеспособности — это не мотивация для агроменеджера? Сложно реализовать на практике? Никто и не говорит, что будет легко: нужно наладить производственную цепочку, отточить технологию, подобрать специалистов и научить каждого работника не упускать из вида ни одну мелочь. Но оно того стоит. 

Конечно, еще можно возразить, мол, все упирается в размер дивидендов. Но их величина, заметьте, уже зависит не от внешних обстоятельств, а напрямую от руководителя, насколько тот сумеет выстроить производственную цепочку. Как говорится: все чисто и прозрачно — бери и владей.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter