«Теперь целую клоуна в темечко»

У директора Белгосцирка Владимира Шабана своя идея фикс: готовить представления для райцентров и сел
У директора Белгосцирка Владимира Шабана своя идея фикс: готовить представления для райцентров и сел. Да и сам он родом из деревни.

С международного фестиваля «Золотой Карл-2015», неделю назад завершившегося в Риге, Владимир ШАБАН привез домой две награды («Золотой Карл» и «Серебряный Карл»), которые завоевали наши гротеск-наездница Анастасия Евхименко и воздушная гимнастка Алена Чухнова. В Беларуси об успехах этих принцесс цирка знают многие, тогда как сам Владимир Анатольевич, как правило, остается в тени. Устранить несправедливость взялся корреспондент «СГ». 


— Владимир Анатольевич, насколько закономерен успех в Риге?

— Действительно, мы добились потрясающего результата на международном уровне. Вы только представьте: 15 стран-участниц, 75 артистов, а у нас два первых места. Наших девчонок, впрочем, уже давно знают в Европе, поэтому и приглашают на разные цирковые форумы: их поучаствовать, меня — пожурить. Звездочка Настя Евхименко, продолжательница известной цирковой династии, одна из трех артисток в мире, которая ездит, стоя на лошади без специальной подставки, и при этом еще крутит хулахупы. На Всемирном фестивале циркового искусства «Идол-2014» в Москве Настя получила специальный приз. За такими наградами обычно следуют контракты от лучших цирков мира: испанского, корсиканского, кубинского, Дю Солея.

— В должности директора цирка вы больше года. Наверняка много новых идей по улучшению базы?

— Первым делом, когда вступил в должность, собрал заместителей, и мы вместе обсудили будущее цирка. Есть идея взять несколько человек со знанием иностранного языка в рекламно-информационный отдел. Эти специалисты будут встречать гостей и зарубежных артистов, договариваться о гастролях. Помимо прочего, успел обзавестись многими цирковыми привычками. Артисты — народ суеверный. Перед премьерой, чтобы программа понравилась зрителям, нужно обязательно поцеловать клоуна в темечко. К примеру, перед первым показом национальной программы «Волшебный сон в зимнюю ночь» в декабре от традиции отходить не стали...

— Участвуете лично в создании номеров?

— Я вхожу в художественный совет цирка, поэтому иногда помогаю советом в той или иной постановке. Но художественный руководитель Витаутас Григалюнас — человек опытный, в его биографии больше 50 постановок, пусть и театральных, поэтому доверяю ему. А на мне уже все хозяйственные вопросы. У нас 58 штатных артистов: начиная от худрука и заканчивая оркестром. Чтобы поставить номер, нужно от одного до двух лет, на дрессуру в общей сложности уходит три года. Это как кино со спецэффектами делать. Конечно, всегда хожу на генеральные репетиции. За мной финальное мнение.

— Что особенного в только что презентованном «Шоу гигантских фонтанов»?

— Представление для цирковых артистов необычно тем, что трюки гимнастов, эквилибристов, канатоходцев, дрессированных медведей, собак, котов и обезьян проходят под световыми лазерами и фонтанами. Это, поверьте, сложная работа, о чем зрители и не подозревают. В течение двух отделений публику развлекает клоунский дуэт «Долли и Домино» заслуженных артистов России и художественных руководителей программы Лады и Александра Сарнацких. Я увидел этих артистов в деле в Симферопольском цирке, понял: надо брать! И вот они здесь.

Еще одно ноу-хау в истории Белгосцирка. С мая по июль покажем шоу, полностью составленное из номеров Книги рекордов Гиннесса. Не менее 50 (!) трюков на грани человеческих возможностей. А в сентябре зрителей «пригласим» в Африку. Соберем на одной сцене все виды экзотических животных: слонов, бегемотов, крокодилов, жирафов, львов, обезьян… В планах также поработать с зубрами, однако это животное очень сложно поддается дрессировке. Ну и аккурат перед Новым годом представим национальную программу из балета, дрессуры и сказки, в которой будут заняты только белорусские артисты. Больше ничего рассказывать не буду. В нашем случае — лучше один раз увидеть.

— Может ли цирк в перспективе прийти к сельскому жителю?

— Сейчас работаем над этим. Наша идея фикс — повозить цирк по всей стране, чтобы его увидели в райцентрах, деревнях. Правда, есть некоторые барьеры, в первую очередь, технические. Мы перешли на электронную продажу билетов, а в деревнях, как вы знаете, Интернет есть не везде, чтобы их купить. Самый оптимальный способ решения проблемы — распространять квитки через райисполкомы и сельсоветы, местные дома культуры. Сам я из деревни Любань Вилейского района, и мечтаю, что когда-нибудь привезу на свою малую родину целый цирковой арсенал.

— Владимир Анатольевич, чего не хватает цирковому искусству в нашей стране?

— Считаю, нужно больше делать акцент на своем, национальном шоу. К тому же мы можем показывать наши представления за границей, а в это время у нас гастролировал бы другой цирк. В Беларуси есть артисты с номерами мирового уровня, и уверен, что те, кто сегодня по каким-то причинам работает за границей, обязательно вернутся, услышав о создании белорусского коллектива. По оборудованию и техническому оснащению новое здание Минского цирка лучшее в Европе. У него большой манеж (21 метр в высоту), 1625 мест для зрителей, большой штат артистов, репетиционный и сменный манежи.

Несомненно, нужно развивать детское цирковое искусство. Например, в Мозыре уже очень давно работает цирковая студия «Арена», воспитанники которой выигрывали 12 международных фестивалей, заняли второе место в российском телепроекте «Минута славы» и награждены специальной премией Президента. Понятно, что таких школ в стране должно быть как можно больше. Возможно, в будущем мы даже проведем первый детский фестиваль циркового искусства.

Справка «СГ»

Владимир ШАБАН — седьмой директор Белгосцирка (с декабря 2013 года). Ранее работал заместителем гендиректора по идеологической работе, правовым, социальным и кадровым вопросам Белгосфилармонии.


lobatjy@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter