Теперь покупатель опять прав

Министерство антимонопольного регулирования внесло изменения в постановление Совета Министров, которое, в том числе, касается и правил продажи отдельных видов товаров, системы общепита. Предусматривается, что товар должны реализовать по той цене, которая указана на ценнике, также указать стоимость за килограмм или литр. В магазинах и павильонах должны быть созданы условия для самостоятельного упаковывания покупки или это должен сделать продавец. А если приобретенная вещь весит более 25 кило, по требованию ее должны погрузить на ваше транспортное средство, причем бесплатно…



Постановление вступит в силу через три месяца после его официального опубликования, то есть с 21 февраля следующего года. Но документ в открытом доступе, изучить его может каждый. Ясно одно: прав у потребителя-покупателя прибавится. При этом у продавца станет больше обязанностей. Но оно и к лучшему. Знаете, это как на разные чаши весов положить по гирьке одинакового веса. Взять, к примеру, цену за килограмм или литр продукта. Идея хороша, но не нова. К примеру, в некоторых европейских магазинах покупателю указывают цену даже за килограмм крема для лица! У нас до такого еще не дошло, практика пока приживается на полках магазинов. Ведь такая прозрачность цены — моментальная подсказка покупателю, что предпочесть. Не секрет, некоторые производители фасуют свой продукт в упаковку «мал мала меньше». И какими мучительными при этом становятся вычисления у прилавка: сколько же на самом деле стоит литр молока определенной жирности, если один завод его выпустил с конвейера в бутылке объемом 800, второй — 900, а третий — 950 миллилитров? Или какую выгоднее купить пачку мороженого, если расфасовано оно по 70, 80, 90 или 120 граммов? Хотите отведать рисовой или гречневой каши? Поварите сначала собственным котелком, посчитайте, какую крупу выгоднее положить в корзинку, если вес и цена упаковок разные, но при этом еще на одно из наименований действует скидка. Кто-то скажет: разница в копейки. Но ведь в итоге на кассовом чеке могут набегать рубли экономии. Теперь все станет гораздо прозрачнее и проще. Правда, согласно изменениям, исключением станут алкогольные и слабоалкогольные напитки, яйца или те продукты, вес упаковки которых менее 50 граммов или миллилитров.

Еще один пример. Недавно мой знакомый попал на распродажу одежды. Обрадовался, что наконец-то по очень доступной цене сможет приобрести понравившиеся джинсы. Но когда пришлось расплачиваться, оказалось, что 50 процентов от 50 рублей, заявленных на ценнике, вопреки всем законам математики не 25, а 35 рублей, которые пришлось заплатить. Как же так? Формула проста: продавцы на зале не успели внести исправления на этикетке. А вот сейчас такой номер не пройдет. Информация о размере скидок должна быть доведена до сведения покупателей в процентном соотношении к установленной цене товаров, продукции общественного питания либо в абсолютном выражении в денежных знаках на ценниках, меню. Что написано пером, сами понимаете…

Еще в советские времена мы все уяснили слоган-аксиому: покупатель всегда прав. Но при этом любой заметит: это если у него достаточно прав! В любом случае изменения в правила продажи отдельных видов товаров внесут больше ясности в отношения продавец-покупатель, а это значит, некоторые конфликтные ситуации, которые порой возникают, будут сведены практически на нет.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ

korenevskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter