В ходе раскопок в Масюковщине установлены данные уже трех советских солдат

Теперь мы знаем их поименно

Совместная акция газеты «Рэспублiка», администрации Фрунзенского района Минска и Министерства обороны



Солдатские медальоны, пролежавшие в земле Масюковщины 70 с лишним лет, продолжают возвращать из небытия фамилии погибших героев. На этой неделе специалистам Министерства обороны удалось не только расшифровать два из них и установить личности бойцов Красной армии, но и разыскать следы родственников. Вчера мы связались с некоторыми из них. Трепет этих волнительных минут невозможно передать словами.



— По бумажным вкладышам с помощью компьютерных фотопрограмм нам удалось установить двоих военнослужащих Красной армии, погибших в шталаге в 1941—1942 годах. Это рядовой Василий Степанович Бочелюк 1918 года рождения, уроженец села Комната Кременецкого района Тернопольской области. Его призвали на службу в 1940 году, в июле 1941 года он признан пропавшим без вести и числится таковым до настоящего времени. Вчера мы вышли через военкомат на племянника и родную сестру погибшего – Елену Степановну Тригуба. Она проживает в том же селе и том же доме, где жил до войны брат, — рассказывает Александр Лугин, главный специалист управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны. – Второй медальон сохранил до наших дней данные рядового Ивана Никаноровича Изотова 1910 года рождения. По архивным базам УБД «Мемориал» удалось узнать, что он призывался на фронт в июне 1941 года райвоенкоматом Омска. Пропавший без вести — с сентября 1941 года. Дома в Омске у него осталась жена Евдокия Ивановна. Известен довоенный адрес супругов.


Александр ЛУГИН изучает траншею у стен хранилища

Увы, предварительные поиски в этом городе ни к чему не привели. Позже во Владивостоке чудом удалось разыскать дочь Ивана Изотова – Ларису Ивановну Приваленко и внука Андрея. С волнением набираю указанный номер – и узнаю историю семьи, в которой с войны не вернулся муж, отец и дедушка. Ларисе Ивановне 76, она серьезно болеет, поэтому инициативу в разговоре берет Андрей:

— Я уже немолодой человек, мне 55, с детства знаю от мамы и бабушки, что дед прошел всю финскую войну. Он был водителем полуторки. 22 июня 1941-го был призван на фронт второй раз. С июня по сентябрь успел прислать домой всего два письма: что его грузовую машину вывела из строя упавшая рядом бомба, и теперь он возит командира полка на «Виллисе». В сентябре 1941-го бабушка получила похоронку, где сообщалось: Иван Изотов пропал без вести. Второй раз замуж она не вышла и долгие годы через военкомат пыталась разыскать мужа. В 1960-х годах у нее произошла необычная встреча, после которой многое в судьбе дедушки прояснилось.


Находки за две недели раскопок

9 мая 1965 года Евдокии Изотовой прислал открытку незнакомец и попросил о встрече. Оказалось, это солдат, который попал вместе с Изотовым в немецкий концлагерь. Он рассказал, что Иван Никанорович был ранен, заболел сыпным тифом и умер в холодную зиму 1941/1942 года. Самому же удалось выжить, дойти до Берлина и воевать с японцами. На вопрос, почему он так долго молчал, сослуживец ответил: «Иван стал являться во сне. И все спрашивал: что ж ты моей вдове про меня ничего не расскажешь, она уже вся извелась?» Супруга Ивана Никаноровича Изотова умерла в 1987 году, сообщив всем родственникам, что прах мужа покоится… в городе Белая Церковь.

— Почему она назвала этот город, мы не знаем. Когда вчера позвонили из Минска и сообщили новость о находке дедушкиного медальона, моя мама Лариса Ивановна долго не могла поверить. Мы все очень удивлены, поражены и одновременно благодарны: наконец-то истина восторжествовала, — не скрывает эмоций внук фронтовика.






Вкладыш этого солдатского медальона сохранился очень хорошо. Отыскать личные данные солдата было делом техники

…Тем временем в Масюковщине продолжаются раскопки. Техническая сложность, возникшая на пути у бойцов 52-го поискового батальона, разрешилась в среду. Напомню, раскоп уперся в фундамент хранилища военной техники. Слой захоронения просматривался ниже бетонных блоков: копни этот пласт – и стена гаража может треснуть, уйти вниз. Свое заключение по этому поводу дали 4 мая инженеры Минского эксплуатационного управления, специально прибывшие на место. 

«Решено убрать отмостку у стены хранилища и зачистить траншею до фундаментных блоков. Эти работы будут завершены до конца этой недели», — уточнил Сергей Воронович, начальник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны. 



Фото Ивана ИЗОТОВА нам выслали родственники из Владивостока. До последнего они были увере-ны: их дед захоронен в городе Белая Церковь

Медальоны найдены — поисковая работа набирает обороты. Когда верстался номер, нам позвонили из Днепропетровской области (Украина) и сообщили о том, что разыскали племянницу Андрея Шамрая (первый расшифрованный медальон) – Раису Сергеевну Гордиенко. Она, в свою очередь, рассказала, что у погибшего красноармейца остался сын Андрей 1940 года рождения. Сейчас он живет где-то в Краснодарском крае. А это значит, уже очень скоро в нашем распоряжении окажутся фото солдат, нашедших последнее пристанище в земле Лесного лагеря в Масюковщине 75 лет назад.

ЦИФРА

С 20 апреля по 6 мая бойцы 52-го поискового батальона Министерства обороны обнаружили на территории в/ч 35703 в Масюковщине останки более 130 солдат Красной армии.

matveev@sb.by

Фото автора, а также из архива Минобороны
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter