Полиграф знает все. Почему наше тело сопротивляется лжи

Теория лжи

14 марта специалисты-полиграфологи МВД отметят небольшой юбилей: 15-летие со дня образования службы в криминальном блоке. Об истории развития полиграфа, или так называемого детектора лжи, а также об особенностях его применения рассказывает Александр ВикторовиЧ, начальник отделения организации психолого-технического обеспечения раскрытия преступлений 1-го управления ГУУР КМ МВД.

Антишпионская разработка


Принцип действия полиграфа основан на физиологических реакциях организма. Человек может говорить неправду, однако его тело сопротивляется лжи: изменяется частота пульса, сбивается ритм дыхания, скачет давление. Все эти реакции фиксируют чуткие датчики и в виде электронных импульсов передают непосредственно на аппарат полиграфа, который внешне напоминает жесткий диск компьютера. Оттуда в цифровом варианте информация поступает на ноутбук, где установлена специальная программа по ее анализу. Специалист выяснит, на какие варианты вопросов среагировало тело опрашиваемого: как правило, оно и дает правдивые ответы.

Прибор фиксирует малейшие изменения в организме

— В США полиграфы используются более ста лет, — рассказывает Александр Николаевич. — В некоторых штатах показания детектора лжи являются доказательством в суде. В СССР опросы с использованием полиграфа долгое время считались буржуазной лженаукой. Только в 70-х годах прошлого века, после того как американцы принялись довольно успешно изобличать с помощью детектора лжи советских агентов, в КГБ была создана лаборатория по противодействию полиграфу, и специалисты начали изучать принципы его работы. А когда оценили его возможности, стали использовать сами, в том числе в служебной деятельности.

14 марта 2002 года в структуре Министерства внутренних дел Беларуси появился отдел психолого-технического обеспечения раскрытия преступлений штатной численностью 5 человек. И очень скоро он доказал свою необходимость.

Последний долг


В мае 2003 года в Минске пропал механик ТЭЦ-4 по имени Владимир. Было установлено, что он ссужал знакомым деньги под проценты. Всех своих должников он аккуратно записывал в специальную тетрадку. Таковых было несколько сотен. Решили всех должников проверить с помощью полиграфа. Опрос первого десятка ничего не дал. Но уже на втором появился результат: реакции инженера Александра указали на его причастность к исчезновению. Мужчина признался, что убил кредитора из-за долга и закопал тело на территории детского садика, где подрабатывал ночным сторожем.

Через несколько лет такие отделения создали в каждой области страны и в городе Минске — они вошли в состав криминальной милиции.

Александр ВИКТОРОВИЧ перед разработкой вопросов изучает уголовные дела во всех подробностях

Сегодня использование полиграфа очень востребовано в оперативно-розыскной деятельности. Только за минувший год было проведено более 5000 опросов, которые позволили раскрыть многие преступления, в том числе и совершенные давно. Пусть показания детектора лжи и не являются доказательством в суде, зато они позволяют оперативникам выбрать перспективные версии, подсказывают, куда двигаться дальше, на что обратить внимание.

Еще пример эффективного использования полиграфа — раскрытие тайны исчезновения 22-летней девушки по имени Кристина.

Тетя-монстр


Девушку-сироту из Минска приняла итальянская семья. Будучи школьницей, Кристина проводила за границей каникулы, а когда стала совершеннолетней, уехала в провинцию Римини насовсем. Она училась гостиничному бизнесу, работала администратором в отеле и обзавелась бойфрендом. Осенью 2011 года девушка прилетела в Минск, чтобы встретиться с друзьями, навестить могилу родителей, а также решить вопрос с недвижимостью — в наследство от родителей ей досталась 3-комнатная квартира, которой пока распоряжались ее дядя с супругой. Кристина не исключала, что продаст жилье, — она мечтала купить домик в городке Сан-Мауро Маре. Девушка планировала провести в Беларуси две недели, однако в назначенное время не вернулась…

— Расследование дел о без вести пропавших людях имеет особенности, — говорит Александр Николаевич. — Ведь мы не знаем ничего! Человек с равной вероятностью может стать жертвой злого умысла, несчастного случая, а может просто уехать.

Именно так утверждала Татьяна, тетя Кристины, когда итальянская семья девушки прилетела сюда на ее поиски. Женщина сообщила, что у племянницы случился бурный роман и вместе с объектом страсти она уехала в Россию.

Благодаря реакциям организма Татьяны на предложенные вопросы полиграфологи узнали, что женщина причастна к исчезновению Кристины; что девушка мертва — ее задушили. Узнали также, что у Татьяны имелся сообщник. Установили его уже оперативники — соучастником убийства оказался ранее судимый сосед ее престарелых родителей.

— Я только не мог понять, почему была реакция и на вариант «тело закопано», и на вариант «тело сожжено», — делится Александр Викторович. — Позже выяснилось, что убийцы закопали жертву на кладбище, а когда начались ее активные поиски, вырыли тело и сожгли в печи.

Страшное злодеяние было совершено из-за квартиры: Татьяна не хотела расставаться с деньгами, которые получала от квартирантов.

Нюансы и подробности


— Основная работа полиграфолога происходит до опроса, — рассказывает Александр Николаевич. — Специалист должен изучить материалы уголовного дела. Вопросы разрабатываются на основе имеющейся информации с соблюдением определенных методик. Зачастую полиграфолог обладает даже более полной, нежели оперативники, информацией. Например, для сыщика не очень важно, какого цвета шторы висели на окне в комнате, где произошла кража. А вот полиграфолог по реакции опрашиваемого на этот вопрос может понять, был ли вообще этот человек на месте преступления. Причем вопросы для разных людей нуждаются в корректировке. Понятно, что друзья дома будут знать, какого цвета шторы, даже если не причастны к краже, — не то что человек, которого там теоретически быть не должно. Непосредственно опрос занимает не менее двух часов. Еще некоторое время требуется для расшифровки полученной информации.


Обычно люди легко соглашаются на проверку полиграфом. Особенно те, кто не причастен к совершению преступления. Оно и понятно: лучше снять с себя подозрения. Впрочем, добро дают и преступники. Ведь их отказ — это тоже результат, наводящий оперативников на серьезные размышления.

В последнее время некоторые частные фирмы стали предлагать услуги полиграфа для супругов, подозревающих в неверности своих половинок. К этому «сервису» Александр Викторович относится с некоторым недоумением.

— Вопросы типа «Вы совершали кражу?» или «Изменяли ли вы мужу?» могут выступать лишь как общая тема для проверки, — говорит он. — Чтобы выяснить истину, нужен целый блок конкретных вопросов. Но имеет ли смысл искать ответы на них? Даже если супруга окажется чиста, понятно ведь, что в отношениях не все в порядке, что доверие утрачено…

Практикуется и проверка на полиграфе сотрудников разных ведомств, в том числе и МВД. Она будет продолжаться.

Перспективы


Руководство Министерства внутренних дел уделяет пристальное внимание деятельности полиграфологов и вопросам развития данного направления.

— Пятнадцатилетний период использования полиграфа в органах внутренних дел показал эффективность этого технического средства. Имеющиеся результаты подтверждают: метод инструментальной психодиагностики прочно укрепился в оперативно-служебной деятельности подразделений криминальной милиции и продолжает успешно доказывать свою востребованность. С момента внедрения полиграфа в практику борьбы с преступностью сформировалась отечественная школа специалистов этого направления. Значительно укрепился качественный и количественный состав сотрудников, работающих на детекторе лжи, — считает Анатолий Сакович, начальник главного управления уголовного розыска.

— Нельзя не отметить, что становление и развитие полиграфологического направления в МВД, те положительные результаты, которые мы имеем, не могли быть достигнуты без непосредственного участия полковника милиции в отставке Потаповича Валентина Станиславовича и подполковника милиции в отставке Князева Владимира Михайловича. Валентин Потапович руководил управлением уголовного розыска КМ МВД, а Владимир Князев был первым руководителем подразделения полиграфологов. Именно они увидели перспективное будущее полиграфа, а их твердая убежденность в его эффективности, принципиальность в отстаивании применения в органах внутренних дел позволили иметь в настоящее время одну из лучших служб среди аналогичных, имеющихся в других силовых структурах страны, — заключает Александр Викторович.

nevmer@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter