Теория и практика

В ГГАУ обсудили совершенствование подготовки специалистов

Совершенствование подготовки специалистов обсудили в Гродненском государственном аграрном университете

Работодатели предъявляют к молодым специалистам ряд требований: новая смена должна быть грамотной, иметь аналитический ум, видеть и оценивать перспективу, обладать организаторскими способностями, владеть новейшими технологиями. Современное высокотехнологическое производство требует таких квалифицированных работников, причем во всех отраслях народного хозяйства. И если молодой специалист по какому-либо параметру не соответствует, страдает репутация его альма-матер: мол, недоработали, недоучили.

Можно ли в таких случаях говорить об объективных причинах и всегда ли нужно пенять на недостаточный уровень подготовки в профильном вузе? На что следует обратить внимание при подготовке кадров? Ответить на эти вопросы попытались представители администрации, преподаватели и выпускники ГГАУ, ведущие специалисты сельскохозяйственных предприятий Гродненщины.

— Анализ подтверждает: в целом выпускники университета имеют достаточный уровень фундаментальной академической подготовки, владеют необходимым объемом знаний и умений для обеспечения сельскохозяйственного производства, — заметил Александр Дудук, первый проректор аграрного вуза. — Подготовка кадров, соответствующих требованиям современного производства, ведется на восьми факультетах по 11 специальностям и 7 специализациям.

Для качественной подготовки специалистов в университете разрабатываются и внедряются в практику современные учебные планы и программы, издаются учебники, пособия, практикумы, активно используются в образовательном процессе электронные информационные ресурсы. Старшекурсники повышают квалификацию в ведущих хозяйствах и научно-практических центрах НАН Беларуси. Непрерывно совершенствуют профессиональный уровень и преподаватели.

— Безусловно, качество будущих специалистов во многом определяется контингентом абитуриентов, — продолжает Александр Дудук. — В условиях демографического спада в последние годы средний конкурс по университету снизился с 2,4 до 1,8 человека на место. Тревожит и тот факт, что многие выпускники школ имеют настолько низкий уровень подготовки, что не в состоянии освоить программу высшего образования. Отсюда и значительный отсев студентов младших курсов за неуспеваемость.

— Наш университет располагает достаточным потенциалом для подготовки хороших кадров, — считает ректор Гродненского государственного аграрного университета профессор Витольд Пестис. — Среди выпускников ГГАУ — представители «вертикали» власти, руководители перспективных сельхозпредприятий, настоящие командиры на производстве. Но если человек не хочет учиться, никто и ничто не в силах его заставить. Общими усилиями мы должны добиться того, чтобы в аграрный вуз шли те люди, которые действительно хотят работать в агропромышленном комплексе.

Геннадий Эйсмонт, главный агроном СПК имени Деньщикова, считает, что решить эту проблему, а заодно и наболевший вопрос оттока молодых специалистов из хозяйств можно, усилив профориентационную работу в школах:

— Молодые люди порой не представляют, каких усилий требует труд в агропромышленном комплексе. Часто бывает: пришел вчерашний выпускник и растерялся — ненормированный рабочий день, жесткие требования к технологическому процессу... Тогда и начинается обратный отсчет времени, когда каждый прожитый день отмечается на календаре крестиком. Прививать любовь к земле, к крестьянскому труду нужно с начальных классов. В профильный вуз дети должны идти осознанно, чтобы затем принести реальную пользу, а не занимать чье-то бюджетное место.

Кстати, отличная практика существует в Белыничском районе. Председатель СПК «Родина» Александр Лапотенков учредил программу поддержки школьников и даже выплачивает стипендию лучшим ученикам. Не исключено, что многие из этих ребят вернутся в родное хозяйство уже в качестве молодых специалистов.

Руководители-аграрии считают, что больше внимания нужно уделять практической подготовке студентов. Случается, что не все новоиспеченные специа-листы владеют современной техникой. Но в учебных программах более 60 процентов от общего учебного времени предусмотрено для практики.

К сожалению, оснащение университета современной сельскохозяйственной техникой идет медленно. Средств не хватает для покупки даже отечественной, не говоря уже об импортной, которая имеется во всех передовых хозяйствах Гродненщины. Чтобы овладеть необходимыми умениями, гродненским студентам приходится ездить в ведущие хозяйства региона. Решить эту проблему можно, считают специалисты, создав на базе университета агротехнопарк или дилерский центр по продаже и обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования.

Еще один вариант — создание видеофильмов, виртуальных программ, которые позволили бы имитировать реальные производственные условия, помогали изучать устройство машин, оборудования, производственных технологических линий, осваивать диагностику в электронном виде в лабораториях.

Участники круглого стола констатировали: руководителям хозяйств порой не хватает гибкости в отношении выпускников вузов с недостаточной компетенцией. «Но главное ведь не абсолютные знания, а желание работать, — уверен Владислав Рук, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома. — Зачастую только через 3—5 лет молодой работник может стать настоящим квалифицированным специалистом. Причем его нужно «вылепить» руководителю. Вот тогда дети останутся работать, а не отрабатывать распределение». Владислав Эдвардович высказал мнение о необходимости особой подготовки группы студентов, которые составили бы кадровый резерв для хозяйств области.

— Расхожее высказывание «Будешь плохо учиться — пойдешь работать в колхоз» уже давно утратило свою актуальность, — подытожил ректор учебного заведения профессор Витольд Пестис. — Стране нужны высококвалифицированные аграрии — количество заявок предприятий на работников с высшим образованием традиционно превышает их выпуск. С учетом требований, предъявляемых сегодня к подготовке специалистов, мы стремимся переориентировать образовательный процесс на инновационные технологии, развиваемся и совершенствуемся для того, чтобы наши специалисты оставались востребованными и с гордостью несли звание выпускника ГГАУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter