Теория эволюции

Нынешний год и конкретно данный отрезок года особенный для всего постсоветского пространства. 20 лет назад на шестой части суши прошел парад суверенитетов...

Нынешний год и конкретно данный отрезок года особенный для всего постсоветского пространства. 20 лет назад на шестой части суши прошел парад суверенитетов, и сегодня бывшие советские республики одна за другой отмечают собственные юбилеи. Это время подведения каких–то промежуточных итогов, время обернуться и посмотреть, какой путь прошло каждое государство. Об этом мой разговор с послом Кыргызстана в Минске Эриком АСАНАЛИЕВЫМ.


— Господин посол, поздравляю вас с праздником. Какие главные достижения независимого Кыргызстана вы бы отметили?


— Главное, на мой взгляд, это осознание самим народом, что Кыргызстан может жить самостоятельно, строить суверенное демократическое государство. Произошла определенная ломка сознания. Ведь когда разваливался Советский Союз, многие были уверены, что мы как дотационная республика без субсидий из центра не проживем. Тогда разрушился весь хозяйственный цикл, который существовал внутри Союза, надо было все начинать с нуля. Наши руководители одними из первых приняли решение о введении национальной валюты — сома. Проявлением самостоятельной экономической политики стало вступление Кыргызстана в ВТО — мы это сделали раньше других в СНГ. Эти моменты, на мой взгляд, были очень важными, и в политическом плане их можно считать достижениями.


— В конце октября в вашей стране пройдут выборы. Кыргызстан установил своеобразный рекорд мира — набралось что–то около 80 претендентов. И другой рекорд за вами — целых две «цветные» революции за несколько лет. Каков ваш прогноз: политические перемены будут происходить эволюционным путем или ждать новых потрясений?


— Что касается 80 человек, наверное, это действительно казус. А по поводу революций, я бы не торопился давать определения — «цветная» она или «нецветная». Революция происходит тогда, когда созрели условия. Когда надо что–то менять — либо политические структуры, либо экономический уклад, либо самосознание. Это объективные причины. То, что произошло в Кыргызстане дважды, — это попытка общества самоопределиться. Значит, что–то было не в порядке. Таким образом мы проходили этапы развития, сами проходили, за нас это никто не делал. Сегодня мы уже приняли на референдуме новую Конституцию, передали полномочия президенту переходного периода Розе Отунбаевой, она взяла на себя обязательства сформировать парламент, правительство, провести судебную реформу. Образовался баланс сил, страна подготовлена к следующему этапу развития. Так что я бы в данном случае не противопоставлял революцию и эволюцию.


Не знаю, получена прививка от революций или нет, но, как мне кажется, в обществе сформировалось понимание, что борьбу нужно вести на политической арене...


— Как бы вы охарактеризовали нынешний этап в двусторонних отношениях. Недавно в Минск приезжал премьер–министр вашей страны, как мы видим во время телевизионных трансляций с саммитов ОДКБ, ЕврАзЭС, идет активное общение между президентами... Что вы ответите критикам, которые утверждают, что ситуация с Курманбеком Бакиевым является препятствием для развития отношений?


— И в союзное время, и в постсоветский период между Кыргызстаном и Беларусью никогда никаких противоречий не было. Всегда двусторонние отношения были доверительными. И в рамках различных международных организаций мы друг друга всегда поддерживали. И в этом смысле ничего не изменилось.


Что касается экономических отношений, то давайте посмотрим на прошлый год, и все станет ясно. Это было очень сложное время, республика была изолирована, у нас были проблемы и с поставками товаров, даже гуманитарных грузов, медикаментов, топлива, продуктов питания, но тем не менее товарооборот между Беларусью и Кыргызстаном не снизился.


Нахождение в Беларуси бывшего президента Кыргызстана — это всего лишь один из вопросов двусторонних отношений. Над ним продолжают работать компетентные органы. Позиции Кыргызстана и Беларуси разнятся. Сегодня разнятся, но, может, будет найден какой–то компромисс, взаимоприемлемое решение. Это, на мой взгляд, вопрос времени.


Надо сразу однозначно сказать, что иногда, когда мы прикрываемся какими–то политическими заявлениями, они в определенной степени являются декларативными. А что касается прагматического интереса, он, несмотря ни на что, присутствует, торговля развивается.


— Вы еще не так много времени провели в Беларуси, не прошло и года с момента вашего приезда. Значит, у вас еще свежи впечатления о нашей стране. Что вас здесь, возможно, удивило? Меня интересует взгляд обычного человека и точка зрения дипломата, который должен налаживать отношения между странами, сводить бизнесменов и т.д.


— Знаете, я никогда раньше не был в Беларуси. Интернет под рукой — оттуда берешь информацию. В основном там материалы, в которых отражается восприятие Европейским союзом ситуации в Беларуси. Не скрою, я тоже поддался этому информационному давлению и полагал, что здесь какое–то серьезное противостояние. Приехав, я был удивлен, что здесь очень спокойная обстановка, толерантный, доброжелательный народ. Насколько я вижу, здесь социально ориентированная политика позволила обеспечить комфортное существование как белорусам, так и гостям. И так считаю не только я. К примеру, недавно общался с литовскими бизнесменами, интересовался, как они строят отношения с белорусскими партнерами в свете санкций ЕС. Они говорят, что это политическое решение, а что касается деловых контактов, то никаких проблем они не ощущают. Уверен: что касается политических процессов — не сегодня так завтра все разрешится...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter