Страсти в Корее накалились до предела

Тени войны над полуостровом

Накал страстей вокруг Корейского полуострова достиг своего апогея и все чаще заставляет вспоминать о событиях 1962 года, а вернее — о Карибском кризисе. Мир тогда был поставлен на грань ядерной войны. Ползучее нарастание напряженности в связи с ракетными испытаниями в КНДР и планами Вашингтона разместить элементы противоракетной обороны в Южной Корее шло давно. Но после того как 9 апреля США выдвинули в направлении Корейского полуострова ударную группу своих военно-морских сил, последовало резкое заявление Пхеньяна о готовности нанести ракетные удары по США и их союзникам.

Фото news_mai.ru

Перерастание корейского кризиса в горячую фазу выглядело особенно вероятным после неожиданной ракетной атаки американцев на авиабазу в Сирии. США продолжили демонстрацию своей военной мощи также в Афганистане, где сбросили на подземные укрытия боевиков «Исламского государства» одну из самых мощных в мире авиабомб. Впрочем, последствия обеих акций оказались более чем сомнительными, не приведя к каким-либо существенным изменениям военно-политической обстановки на обоих театрах. Складывается впечатление, что нынешние военные акции США носят больше демонстрационный характер и направлены на зондирование почвы для принятия последующих военно-политических решений. 

Становится понятным, что свой предвыборный лозунг «Сделаем Америку вновь великой» Трамп понимает не только в плане выправления социально-экономической ситуации внутри страны, но и восстановления американского военно-политического доминирования в мире, пошатнувшегося при прошлой администрации. И в этом контексте американцам важно продемонстрировать успехи на тех направлениях, где провалилась предыдущая администрация. 

Что касается Кореи и Дальнего Востока, то это еще одно ключевое направление внешнеполитической активности Вашингтона при Трампе, и, думается, основным объектом этой политики является вовсе не КНДР, а Китай. К этому Трампа подталкивает в том числе его внутриполитическая повестка. Громогласные обещания вернуть в США рабочие места, которые Трамп раздавал в ходе своей предвыборной кампании, предполагают кардинальный пересмотр отношений с Китаем. Китай давно стал для США сборочной мастерской, обеспечивая сверхприбылями американские корпорации и одновременно лишая работы американский рабочий класс. Принудить корпорации вернуть производства из Китая с его массовой и дешевой рабочей силой в США можно, только создав в регионе масштабный военно-политический кризис, и ракетно-ядерные испытания КНДР здесь являются прекрасным поводом. 

Играют роль и военно-стратегические соображения. Свой экономический симбиоз со США Китай весьма эффективно использовал для наращивания собственного технологического и военного потенциала, в результате чего Соединенные Штаты оказались поставленными перед фактом появления на Дальнем Востоке второй мировой сверхдержавы. Поэтому стратегическое сдерживание КНР, в том числе путем формирования перманентной напряженности по периметру китайских границ, становится долговременной политикой Вашингтона. При этом идти на открытое противостояние с Пекином США не хотят, и кризис вокруг КНДР опять же становится для них подлинной находкой.

Северокорейский кризис бьет и по основным союзникам США на Дальнем Востоке — Южной Корее и Японии, ослабляя их экономически и одновременно делая еще более зависимыми от Вашингтона в военно-политическом отношении. Это опять же согласуется с планами Трампа, заинтересованного в стратегическом альянсе с Токио и Сеулом, но не заинтересованного в сильных корейских и японских производителях на американском рынке.

Вместе с тем нынешний кризис вокруг КНДР вряд ли перерастет в нечто большее. Хорошо известно, что США применяют военную силу только тогда, когда уверены в отсутствии для себя сколько-нибудь серьезных последствий. Очевидно, в случае военной конфронтации с КНДР такой уверенности нет, а война на Дальнем Востоке может обернуться катастрофой не только для стран региона, но и для самих США. Поэтому очень быстро Вашингтон снизил градус риторики, заявив, что не видит военного пути денуклеаризации Северной Кореи. Весьма сдержано восприняли в США и очередные ракетные испытания (впрочем, неудачные), проведенные Пхеньяном 16 апреля. В то же время понятно, что помимо своей воли КНДР теперь будет играть роль рычага американской внешней политики на Дальнем Востоке.

shimoff@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter