Теневой директор убивает рынок

С 1 апреля в России вступил в действие закон, призванный расчистить тамошним крестьянам путь на продовольственные рынки. Однако есть мнение, что их прилавки опустеют, цены на продукты резко пойдут вверх: отечественные товаропроизводители не придут, торговать они не хотят, да и нечем. Так ли это?

На рынках только импорт
Российское правительство и Государственная дума сделали верный шаг, приняв закон, защищающий отечественного товаропроизводителя. Но этим лишь приоткрыли завесу, скрывающую запутанный клубок проблем, в которых задыхаются наши крестьяне. И главная из них вот в чем – так называемый колхозный рынок давно перестал быть таковым и превратился в супермаркет, владелец которого не только руководит ценообразованием, но и решает, кто и чем будет торговать за его прилавками.
Во времена Советского Союза наши колхозные рынки славились разнообразием местных продуктов. Посмотрите, что происходит, например, с яблоками. Я очень люблю в сезон покупать наши товары. Это и для здоровья полезно. У наших сортов – коричного полосатого, грушовочки или пепина – свой вкус, цвет, аромат. Но где они? На прилавках – сплошной импорт, яблоки безвкусные, цветом похожи на светофор: красные, желтые, зеленые – и в январе, и в августе. И круглый год продаются по одной цене.
Реальной конкуренции на подобных «рынках» нет, поэтому товар продается по завышенным ценам. Да, он дешевле, чем в супермаркете, но, во-первых, потому, что условия торговли здесь проще, а само сооружение подешевле – амортизационные и прочие издержки владельца значительно меньше. Во-вторых, вопросы качества и безопасности продуктов на рынке решаются с меньшей гарантией. Мне, правда, кажется, что они вообще не решаются. Я убежден, что если бы на рынках, как в нерыночные советские времена, действовали бы рыночные отношения, цены снизились процентов на 20—25.
Вы не обращали внимания, что в продуктовый сезон, когда идут ягоды, овощи, фрукты, зелень, цены на входе на рынок и на самом рынке отличаются в 2—2,5 раза? А почему? Если бы за прилавком стоял сам производитель или его непосредственный представитель – член сбытового кооператива, в котором производитель имел бы свою долю и интерес, то цены были бы ниже. А теневой хозяин «чужих» за прилавок не пускает, а тот, кого он допустил, обязан работать по его правилам и искусственно поддерживать указанную цену на конкретный товар.
Это даже не давление, а уничтожение рынка внутри рынка. Если с этим не бороться, теневой хозяин сделает все, чтобы обанкротить действия правительства и саму идею о наведении порядка в этой сфере: «Вы хотели порядка – получите пустые прилавки». Поэтому следом за законом о розничных рынках туда должны прийти антимонопольные и правоохранительные органы. Нормативных актов, запрещающих противоправную деятельность, у нас больше чем достаточно. Просто их надо применять.
Картельный сговор
Сейчас депутаты разрабатывают закон о картельных сговорах, за которые предусмотрены строгие наказания вплоть до уголовной ответственности. Правда, он касается пока только нефтегазовых рынков. Сегодня тоже есть антимонопольные штрафные санкции, но столь мизерные, что нефтяному или газовому «королю» на это наплевать. А вот в Америке, например, сын очень богатого человека, вице-президент крупной транснациональной компании, отвечал за рынок подсолнечного масла. В нее был внедрен агент налоговой службы, дослужился до топ-менеджера и через 6 лет доказал картельный сговор. Сыну хозяина компании грозило 20 лет тюрьмы, хотя его отец раз в год завтракает с Бушем. Единственное, что отец смог сделать, – корпорация заплатила 100 млн долларов штрафа, а сын покинул Америку без права проживания в ней.
У нас же каждый рынок – сплошной картельный сговор. И никто ничего не делает! Если и дальше ничего не делать, станет еще хуже: это все равно что машину перекрасить, а проржавевшие детали не поменять. Как она тарахтела, так и будет тарахтеть. Так и с нашими псевдорынками.
Но вопрос о теневом хозяине – лишь одна сторона проблемы. Есть и вторая. Проще обвинить крестьян: мы организовали рабочие места, а они не идут. Да не дело серьезным производителям картофеля, капусты, моркови, мясомолочных продуктов самим торговать. Тот, кто умеет доить коров, не всегда может продать сметану. Это отдельное искусство. Что же делать? Помочь товаропроизводителям туда прийти через свои кооперативы. Пока государство, в том числе и законодательно, даже мелких товаропроизводителей не заинтересовало объединяться. Как только бабушки-зеленщицы объединяются юридически, они теряют льготы. К тому же нет у нас и особого доверия к добровольной кооперации: наши колхозники всегда были подневольными, не знали, что такое свобода выбора.
Хорошо, что в национальном проекте есть отдельная строка – поддержка кооперации. Сегодня кооперативов уже полторы тысячи. Но этого даже для Московской области мало, а для страны – ничто. Хороший закон о кредитной кооперации мы до сих пор не приняли: думаю, его блокирует банкирское лобби. Но посмотрите, как она развивается, и в первую очередь на селе!  Видимо, нужны положительные примеры и в сбытовом секторе, гарантии государства, что крестьян опять не подомнут рвачи и процесс сам пойдет. Свободные прилавки, нынешняя политика государства, как свет в конце туннеля, говорят селянам: вас ждут, и стимул у вас есть, но сами вы до прилавка не доберетесь, сил нет и неэффективно это. Следовательно, объединяйтесь, соберите машину картошки, несколько бидонов сметаны, сами наймите работника – пусть он едет и продает. Чем он будет отличаться от нынешних посредников, спросите вы?
Держи карман шире
Посредники работают только на свой карман. Им не нужен объем, они получают двойную, тройную прибыль за счет повышения цен. Их интересует прибыток с килограмма, отсюда – искусственно взвинченные цены. Нанятый же работник тоже будет стремиться продать дороже, но когда рынок перенасыщен, производитель заинтересован продать быстрее и больше, поэтому цену опускает, но делает оборот с объема. И главное: все, что заработает наемный работник за вычетом его зарплаты, транспортных издержек, аренды, пойдет товаропроизводителю. А тот пустит наши деньги на развитие производства, вложит в землю, ферму, в российское или белорусское поле. Они будут работать в Союзном государстве – на инновации, закупку новой техники, качественных семян, племенного скота. Значит, через год-два мы купим более урожайный, инновационный продукт по более низкой цене. Это – вложение денег в наше будущее.
Покупая продукты на псевдорынках, мы или выбрасываем наши деньги, или кормим чужих «бриллиантовых» королей. Деньги, которые мы заплатили за товар, посредник отправит за рубеж на поддержание своих родственников либо купит там очередную виллу или колье для жены. 
Так что государство должно решить две задачи: действительно навести порядок на рынке и помочь соорганизовать сельхозтоваропроизводителей. Особенно это касается субъектов Федерации. Они должны провести разъяснительную работу и не дать бюрократии помешать созданию кооперативов. Тогда, особенно в сезон, мы почувствуем реальное снижение цен, а прилавки колхозных рынков будут насыщены качественными продуктами.
В Союзном государстве достаточно разнообразного, современного  товара. В России, например, очень любят белорусскую березовую водку (она, кстати, считается лучшей в мире), молочные и мясные продукты. У нас и белорусов одна вкусовая культура. Самое главное, мы ценим натуральность продукции, ее истинный вкус. Глобалистические тенденции нас пока не испортили.
Недавно у меня в гостях были американцы. Видели бы вы, с каким удовольствием они пили наши кефир и простоквашу. По их мнению, в  Америке 25 наименований йогурта, но они только цветом и запахом отличаются, а на вкус совершенно одинаковые. В их продуктах души нет. Не то, что, например, в белорусском хлебе. Он очень вкусный. Я ни одного хлебопека с тяжелым характером не знаю. В пекарнях работают очень  добрые, светлые люди. В Беларуси, судя по продукции, тоже работают очень светлые, добрые люди. Так что нам есть чем торговать, просто государство должно сдерживать амбиции администраций рынков и тех, кто за ними стоит. Рынок должен быть свободным и работать на производителя и покупателя, а не на монополиста и посредника. А управляющей компании нужно запретить закупать продукты, что, кстати, предусмотрено в законе о розничных рынках.
Есть и еще одна, пока малозаметная проблема: торговлю постепенно к рукам прибирают так называемые «сети» – система гипермаркетов всех мастей. Скоро у нас, как в Европе сегодня, в каждом регионе останется три-пять крупных торговцев. Они, даже не сговариваясь, держат примерно один и тот же уровень цен – в зависимости от качества самой торговли и товара. Для покупателя это не так страшно: сети борются за него, придумывают различные акции, скидки, бонусы, но для производителя их политика равносильна убийству. Здесь налицо настоящий картельный сговор. Сетевики покупают продукцию по такой низкой цене, что могут довести производство продуктов питания до массового банкротства, тем самым вытеснив отечественных поставщиков вообще.
Диктат сетей по отношению к товаропроизводителю  – очень тревожная тенденция. Мы сейчас в Думе готовим новый закон о розничной торговле, в котором постараемся ограничить их аппетиты. И прямой выход на колхозные рынки может стать мощной поддержкой производителю, дав возможность разговаривать с сетями на равных. Но если у товаропроизводителя альтернативы такой не будет, сети выжмут из него все соки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter