Как решить проблему уличной освещенности

Теневая экономия

В середине декабря, когда продолжительность светового дня составляет около семи с половиной часов, чувствуется нехватка света. Утром добираемся на работу — солнце еще не взошло. Вечером едем домой тоже впотьмах. Не всегда и не везде спасают уличные фонари. Где-то не горят, потому что вышли из строя лампочки, где-то дороги и дворы не освещены по причине экономии. Как изменить эту ситуацию?

Житель деревни Новоселки Березинского района Михаил Верхорубов обратился в редакцию с письмом, в котором рассказал о том, что после половины десятого вечера и утром в их населенном пункте не работает уличное освещение. «Фонари в количестве трех штук на всю улицу зажигаются в половине шестого вечера и через три часа гаснут, — пишет читатель. — Если выйти на улицу позже этого времени или рано утром, то это может обернуться вывихом, а то и переломом. Потому что на нашей сельской дороге много выбоин».

Недовольство читателя понятно. Сама выезжаю каждое утро из деревни Лебединец Минского района в кромешной тьме. Фонари горят с пяти вечера до двух часов ночи, а в половине восьмого утра на улице темнота хоть глаз выколи. В соседнем агрогородке Луговая Слобода, куда везу ребенка в детский сад, есть переулки, где каждый фонарь светит ярко. А вот на улице Марата Казея, где расположена школа и детский сад, включены через один, да и светят тускло. Освещение пытались улучшить после того, как местные жители в устной форме обратились в сельский исполнительный комитет. На просьбу отреагировали. Да вот только из пяти фонарей на дороге, прилегающей к школе и детскому саду, половина остаются невключенными.

По дороге к детскому саду малыши в темноте и вовсе могут заблудиться. Местные жители позвонили в электрические сети, где был получен ответ: «Работы проводятся по заявке местных исполнительных и распорядительных органов». Сообщили о проблеме в сельисполком. Почему процесс выполнения заявки затянулся? Этот вопрос мы задали заместителю председателя Лугово­слободского сельского исполнительного комитета Ольге Ходан.

Заявки о неисправностях элементов наружного освещения были поданы своевременно в минские электросети, — рассказала Ольга Дмитриевна. — Работы выполнены пока не в полном объеме.

Как отметил заместитель начальника по работе с персоналом и потребителями Минских электросетей Вацлав Корженко, вопрос с освещением будет решен в ближайшее время.

В сельском исполнительном комитете важность уличного освещения понимают и, по словам заместителя председателя, изыскивают на это дополнительные средства из бюджета. Да только сколько еще ждать включенных фонарей на улице в некоторых населенных пунктах, сказать сложно.

Такая картина типична для многих поселков и деревень. Об этом свидетельствуют обращения граждан из разных регионов страны в Генеральную прокуратуру Беларуси.

Как отмечает заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Павел Елисеев, требования об обеспечении ночного освещения в населенных пунктах базируются на положениях закона, установленных государственных социальных стандартах.

— Стандарты применяются при формировании республиканского и местных бюджетов и обязательны для использования в организациях всех форм собственности, — говорит Павел Павлович. — По стандарту  удельный вес освещенных улиц в населенных пунктах должен быть не менее восьмидесяти процентов от их общего числа. Ответственность за обеспечение норматива возложена на исполнительные и распорядительные органы. Но в некоторых случаях они сами ограничивают освещенность подведомственных территорий.

Работники Генеральной прокуратуры выявили этот факт во время проверок. Выяснилось, что социальные стандарты не соблюдались в большинстве районов Минской области в целях экономии. Проблема отключения уличного ночного освещения актуальна и для других областей страны.

Прокуроры выявили такую тенденцию: сель­исполкомы неправомерно решают отключить наружное освещение в ночное время — начинает ухудшаться криминогенная обстановка.

— Очевидно, недостаток освещенности населенных пунктов способствует противоправным действиям, — отмечает Павел Елисеев. — Как только улицы не освещаются, растет число краж имущества, умышленных телесных повреждений, учащаются факты мелкого хулиганства, распития спиртных напитков в общественных местах. Принимая решение об отключении освещения в ночное время, руководители хотят сэкономить. Но как показывает практика, эти действия имеют обратный эффект. Сэкономленные таким образом средства несравнимы с затратами, связанными с раскрытием преступлений и правонарушений, лечением и реабилитацией потерпевших, компенсацией ущерба в связи с получением гражданами травм.

Генеральная прокуратура потребовала исполнения законодательства в области государственных социальных стандартов и профилактики правонарушений. И тем не менее ранее избранная местными чиновниками практика отключения ночного освещения в сельских населенных пунктах до сих пор окончательно не искоренена.

Так, в этом году проверили, как выполняется Комплексный план по профилактике правонарушений, в котором пунктом 4.4 предписано обеспечить надлежащую освещенность улиц, дворовых территорий и автостоянок в темное время суток.

— В некоторых населенных пунктах Березинского, Логойского, Любанского, Слуцкого, Смолевичского, Столбцовского и Узденского районов нормативы наружного освещения не были соблюдены, — рассказывает Павел Елисеев. — В результате за десять месяцев текущего года в этих районах зафиксирован рост уголовно наказуемых хулиганств, 82 процента которых совершены в вечернее и ночное время. В Березинском, Логойском, Смолевичском, Столбцовском и Узденском районах зарегистрирован высокий уровень угонов транспортных средств. В период сезонного отключения освещения противоправных действий становится больше во всех регионах страны.

Если по социальному стандарту должны быть освещены 80 процентов улиц, то как определить, какая из них заслуживает больше света, а какая меньше? Для этого специалисты изучают ее категорию, интенсивность дорожного движения, покрытие. Яркость освещения на глаз измерить невозможно. Для этой цели используют люксометр. Без него нельзя определить, как интенсивно светит фонарь.

Экономить позволяют металлогалогенные лампочки. К примеру, только в Минской области, где находится более 170 тысяч светоточек, 135 тысяч из них оснащены энергосберегающими лампами.

— Они более долговечны и обладают довольно высокими световыми характеристиками, — рассказывает заместитель генерального директора по коммунальному хозяйству ЖКХ Минской области Андрей Шульга. — Потребляют в два-три раза меньше энергии. К тому же защищены от влаги и пыли, не так часто требуют ремонта или замены.

Очевидно, что основная причина нареканий населения по освещении улиц в темное время суток сводится к финансовому вопросу. Но почему некоторые исполнительные комитеты не могут найти возможность его решить? Ведь законодательная база достаточно развита и позволяет сельисполкомам своевременно решать вопросы по финансированию уличного освещения. Тем более что у местных властей есть все полномочия для отслеживания ситуации и быстрого реагирования на заявки, поступающие от граждан. Да и не по одним только сигналам от населения местным руководителям стоило бы работать. Обходы и объезды территории сельских советов никто не отменял. Был бы график выезда председателя на территорию сельского совета, тогда бы и жаловаться никому из жителей не пришлось. Все проблемы были бы как на ладони. Председатель, увидев недостатки своими глазами, мог бы исправить ситуацию более оперативно.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ФОНАРИ НЕ ГОРЯТ?

— Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления, — рассказывает первый заместитель генерального директора — главный инженер ГПО «Белэнерго» Владимир Бобров. — В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти — сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет. Филиалы областных энергоснабжающих организаций, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями по эксплуатации уличного освещения.

В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском совете регистрируются, обрабатываются и направляются в электросети.

В городах наружное освещение обслуживают специализированные эксплуатирующие организации, такие как УП «Мингорсвет». При нарушениях электроснабжения освещения в подъездах, дворах следует обращаться к ним.

kuzmich@sb.by

Пока материал готовился к печати, у Луговослободского детского сада загорелся еще один фонарь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter