Тень знаний

Почему плачут учителя?
Последние дни каникул... Все, как обычно. И по привычке у нашего брата журналиста рука так и тянется к клавиатуре, чтобы накануне 1 сентября, оживив воспоминания детства, выдать в номер что–нибудь пафосное, в старом добром стиле мудрых напутствий. Признаюсь: хотела так, по заведенной традиции, поступить и я... Уже размышляла над тем, из какой передовой школы напишу «парадный» репортаж. Но вот по пути в управление образования одного из исполкомов Могилевщины встречаю знакомую учительницу, преподающую в начальном классе. Спешу поздравить: «С наступающим!» Вдруг в ответ грустное: «Как подумаю о 1 сентября — все из рук валится. Для меня ведь это не только День знаний. Думаю о неуправляемых ребятишках. Знаешь, в любой школе каждый день столько конфликтов происходит, столько нервов тратишь, что 1 сентября уже и не праздник».

Учительница призналась, что с коллегами до сих пор частенько обсуждает прошлогоднее ЧП в Добруше. Напомним, что два девятиклассника одной из тамошних школ были осуждены и отправились за решетку за издевательства над молодой учительницей. Дискуссий тогда было много, говорят до сих пор... «А я так думаю! Нужно еще пару–тройку таких негодяев посадить, чтобы мы, педагоги, не чувствовали себя бесправными! Да и пусть родители оболтусов серьезно задумаются!» — смахнув слезу, собеседница рассказала о «кошмаре школы» — третьекласснике Сашке.

— Надеялась, в другую школу перейдет. Но — нет: опять в списке учеников моего класса...

Сашка, надо сказать, ребенок довольно сообразительный, но ужасно избалованный, капризный. На рисовании вместо того, чтобы рисовать, он громко пел, на пении, когда его просили петь, выскакивал к доске и начинал декламировать стишки. Приструнить вредного мальчишку педагогу никак не удавалось: он или смеялся в ответ, или убегал из класса, а однажды нахально заявил первой учительнице: «Отстань от меня, что хочу, то и делаю». Пробовала Наталья Ивановна после этого поговорить с Сашиным отцом, чтобы тот как–то повлиял на сына, но папа искренне удивился «непониманию» со стороны педагога: «Разве можно из–за этого сердиться на мальчика, это ведь элементарная детская непосредственность!» То, что 8–летний ребенок уже должен понимать, что хорошо, а что плохо, уважать старших, папе не вполне ясно. Он абсолютно уверен, что воспитывает сына правильно: у мальчика есть все, о чем только можно мечтать, — отец–бизнесмен ни в чем сынишке не отказывает. На других детей и даже на педагога мальчик уже сегодня смотрит свысока...

Грустно, но по похожим историям можно не один телесериал снять. Такие страсти порой кипят за дверями школьных классов, что без милиции не разберешься!

— 15–летняя Маша уроки срывала периодически. Эгоистичная, неуравновешенная, не уважала ни мать, которая воспитывает ее одна, ни педагогов, — рассказывает старший участковый инспектор ИНД Ленинского РОВД Могилева Валерий Тарасенко. — На уроках вела себя вызывающе: вслух разговаривала с одноклассниками или начинала громко обсуждать наряд учителя. Мол, посмотрите, какое «колхозное» у нее платье. Мало того, ученица порой не стеснялась делать наставнику замечания по поводу ведения урока! Поведение Маши обсудили на педсовете, кто–то из учителей предложил перевести трудного ребенка (Машу поставили на учет в ИДН) в спецшколу. Учиться в спецшколе Маше не хотелось, она клятвенно пообещала, что больше так поступать не будет, и действительно притихла. Вот только вопрос — надолго ли?..

В ИДН Ленинского РОВД Могилева давно знают и Петю — сейчас пятиклассника. А начиналась история так. Однажды в инспекцию пришла молоденькая воспитательница детсада. Вся в слезах: «Не знаю, что делать с этим ребенком! Дерется, родители жалуются постоянно, что их малыши домой из сада возвращаются в царапинах и синяках. На нас Петя плюет в прямом и переносном смысле слова... Пытались поговорить с его мамой, а она и слушать ничего не хочет, твердит: «Мой ребенок — золотой, что вы выдумываете!» Пробовали разговаривать по душам с мамой Пети и работники ИДН (кстати, эта мама в свое время состояла у них на учете), результат тот же: ни Петю, ни себя виноватой она не считала, зато очень сердилась на воспитателей. Дескать, те невзлюбили ее сына, вот и клевещут. Петя подрос, пошел в школу. Не прошло и месяца, как родители его одноклассников стали выговаривать школе, что этот мальчик постоянно избивает их детей и вообще дурно на них влияет. «Спецшкола по нему плачет!» — в сердцах говорили некоторые. Но мама Пети опять во всем обвиняла учителей и участковых. Мол, делать вам нечего, травите ни в чем не повинного ребенка. «Безобидного» Петю поставили на учет в ИДН, когда мальчишке было всего 8 лет...

По мнению психологов, главную роль в формировании поведения ребенка играют семья, личность родителей. Дурное поведение — почти всегда результат неправильного, чрезмерного или недостаточного воспитания. Типичный пример: в зажиточной семье растет единственный ребенок, для мамы и папы он самый–самый: красивый, умный, талантливый. Ему ни в чем не отказывают. День за днем формируется эгоист, деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а лишь требует исполнения своих прихотей. Для него, не привыкшего трудиться, обычные требования школьного распорядка кажутся чрезмерными, вот и возникает протест.

А вот — обратная ситуация. Ребенком никто не занимается. Он растет в неполной семье (мать целыми днями на работе) или в неблагополучной, родителям куда интереснее выпить, чем поговорить по душам с собственным чадом. В итоге дитя стихийно наследует то, что видит в окружающей жизни. А хорошего он, к сожалению, видит меньше. Поведение такого ребенка неизбежно будет отклоняться от нормы, он не знает, как вести себя правильно. К тому же эти дети очень переживают, что их якобы не признают, недооценивают. В результате становятся упрямыми, грубыми, озлобленными, отказываются подчиняться требованиям учителей, противопоставляют себя коллективу. Если дети шалят или озорничают — это еще полбеды. В дошкольном или младшем школьном возрасте это довольно распространенная форма сопротивления требованиям взрослых, нормам общественного поведения. Но если школьник периодически совершает проступки, это уже повод серьезно задуматься, ведь основное отличие проступка от озорства — в его заблаговременной продуманности.

...Впереди — День знаний. Как не допустить, чтобы для кого–то из школьников он не стал началом «праздника непослушания» длиной в целый учебный год? И как взрослым избежать соблазна применения «асимметричных мер»?


Прямая речь

Рецепт от хулиганства

Федор ЖУКОВЕЦ, заместитель директора по режиму Петриковского СПТУ № 1:

— У нас необычное училище — сюда направляются девочки, впервые совершившие преступления и правонарушения. Соответственно и воспитательные методики применяются особые. Я считаю, что перевоспитание может состояться только через труд в сочетании с индивидуальным подходом. И вряд ли применительно к нашим подопечным удастся выдумать что–то более действенное, чем система кнута и пряника... У нас разработана система баллов: за проступки они вычитаются, за хорошие дела — начисляются. В зависимости от числа набранных баллов девочки получают право на различные поощрения — отпуск, выход в город, просмотр фильма после отбоя, звонки друзьям и так далее. И это действует...

Мнения

Зинаида Остапец, директор минской СШ № 104:

— Когда 12 лет назад я пришла в школу, меня предупредили: будет сложно. Проблемный район, окраина города, в школе много «неблагополучных» ребят... Действительно, по началу работалось трудно. Шалили, хулиганили. Представьте — что ни день, то разбитое стекло! Конечно, можно было устроить террор. Но я решила поступить по–другому. Когда встречала хулигана, говорила ему: «Я в тебя верю». И это помогло!

Конечно, дети разные. Для трудных подростков мы создали мотовелоклуб. Они все время там — не шатаются по улицам с бутылкой пива. Некоторым необходима помощь психологов. И мы им помогаем. Главное — заметить какие–то отклонения в поведении ребенка еще в раннем возрасте.

Моя мама тоже была директором школы. Рассказывала, что раньше учитель математики мог запросто прикрикнуть на ученицу: «Ах ты, овечка!» Теперь такого нет и в помине. Педагоги стали более вежливыми, внимательными. А дети? Не надо всех под одну гребенку... Они тоже изменились. В лучшую сторону.

Александр Фельдман, легендарный учитель математики минской СШ № 19:

— Можно сказать, что мне повезло. Всегда преподавал в старших классах с углубленным изучением предметов. Дети там серьезные, дисциплина — железная. Конечно, иногда приходилось и пожурить, и покритиковать. Мне кажется, многое зависит от авторитета педагога. Если авторитет есть, ребятам, а особенно старшеклассникам, будет совестно вести себя по–детски.

Вадим Шпетный, учитель географии, заместитель директора по воспитательной работе Ланской средней школы, победитель Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Хрустальный журавль–2001»:

— Когда меня спрашивают, как вести себя с маленьким хулиганом, всегда отвечаю: вспомните свое детство. Не делайте из него врага. Конечно, в последнее время школьники в сельской местности сильно изменились. Стали раскрепощенными, чересчур самоуверенными. С ними нужно держать ухо востро. Нынче потерять свой статус в глазах ученика очень легко. А вот восстановить...

Считаю, идеальной модели поведения учителя не существует. Время «чистых» диктаторов и демократов прошло. Я всегда придерживаюсь золотой середины. И извиниться перед ребенком для меня не зазорно.

Конечно, иногда дети переходят грань. Вот и в нашей школе был случай: ребята распылили газовый баллончик. Что с ними делать? Поставить в угол? Обругать? Не то. Хулиганов мы вызвали к директору на серьезный разговор. Еще один состоялся в присутствии родителей. Теперь — шелковые. Это тот случай, когда школа может и обязана показать свою власть.

Владислав Сорокин, учитель физической культуры слуцкой СШ № 1О им. С.Ф.Рубанова, лауреат I степени профессионального конкурса «Учитель года–2006», отличник образования:

— Нередко говорят, что на уроках физкультуры дети бездельничают. Но только не в нашей школе и не на моих уроках... К каждому ученику — подход индивидуальный, я их слушаю и слышу. Что делаю, если кто–то и сам заниматься не хочет, и другим мешает? Прежде всего пытаюсь понять, в чем дело. Даю индивидуальное задание — и обязательно подбадриваю. Понимаете, когда у ребенка есть стимул, он на уроках работает, а не безобразничает. Знаю, есть в школах «кадры», от которых учителя стонут. Что посоветовать коллегам? Не опускать руки и стараться быть для учеников хорошим примером.

Татьяна Пузина, учитель биологии Клецкого районного общеобразовательного лицея, стипендиат специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов в 2006 году:

— Я работаю с детьми уже 26 лет и могу сказать, что они совсем не такие, какими была в их годы я и мои одноклассники. Раскованные, любознательные, инициативные... Наше поколение было намного скромнее и где–то даже неувереннее. Сегодня мои ученики смело могут высказать свою точку зрения, а иногда где–то меня и поправить. Однажды ученик задал мне вопрос, на который я не смогла ответить сразу, потребовалась дополнительная литература... Попадают ли в лицей невоспитанные ребята, которые могут нагрубить, а то и оскорбить учителя? Конечно. В прошлом году в мой класс перешел мальчик из деревни. Своенравный, учиться совсем не хотел, коллеги жаловались, что срывал занятия. Попытался и мой урок сорвать. Ну что ж, думаю, посмотрим... и пригласила продемонстрировать свои способности у доски. Демонстрировать оказалось особо нечего. Парню стыдно стало, извинился и никогда больше не нарушал дисциплину. А вообще, я очень люблю свою профессию и считаю детей, которым преподаю, самыми лучшими в мире.

Должны ли ученики уважать педагога

и беспрекословно ему подчиняться? Кто должен заниматься воспитанием детей: семья или школа? На интернет–форумах встречаются разные точки зрения на этот счет.

Анита: Во дворе моего дома — школа, отсюда и эти «картинки из жизни». Мужчина очень громко говорит собеседнице: «А я своего ребенка вообще не воспитываю — пусть делает что хочет...» Мать идет с дочкой–второклассницей и ругается: «Что ты спешишь, выскакиваешь со своими ответами? Учительница уже не знает, что с тобой делать. Дождешься, что я тебя отправлю в школу для дебилов. Там твое место, раз не понимаешь, что тебе говорят».

Отец: Если учитель — недалекий человек, которому от моего ребенка нужно только, чтобы он ему не мешал, постараюсь или сменить школу, или найти репетитора по этому предмету, ибо если у ребенка есть проблемы с учителем, то, скорее всего, будут и проблемы с предметом. А для меня важно, чтобы мой ребенок был хорошо образован.

Татьяна: Воспитывать детей должны мать и отец, иначе зачем было рожать?! И если педагог говорит, что ребенок ведет себя на уроке плохо, это повод для родителей серьезно задуматься, значит, пробелы в воспитании очевидны.

N: Если ребенок ни во что не ставит одноклассников, учителей, какие образцы поведения и моральные нормы он усвоит? На примере отца — крутого бизнесмена — он уяснил, что в этом мире выживает сильнейший. Возможно, он тоже вырастет борцом. Но сможет ли выстраивать партнерские отношения или по жизни будет идти по головам, чтобы добиться своего?

Катерина: Мне уважение к старшим только мешало. Боялась сказать родителям, что у нас учительница — истеричка, которая слова спокойно произнести не может. Поэтому ребенка своего учу: нужно уметь отстаивать свою точку зрения, но без крика и оскорблений.

Юля, школьный психолог: Ученики обязаны соблюдать элементарные правила поведения, уважать старших. В нашей школе есть девочка — неглупая, учится прекрасно, но уж очень активная. Ей родители внушили, что их дочь имеет право на собственную точку зрения, и девочка очень хорошо это усвоила. Теперь высказывается по любому поводу. Причем эта ее точка зрения зачастую носит характер откровенного хамства. 12–летний ребенок считает себя вправе поучать не только одноклассников, но и учителей.

Ольга, 28 лет: Я — педагог и уверена, что ребенок должен уважать не только родителей, учителей, но и себя самого. В этом случае он никогда не опустится до хамства.

Ирина: А я не хочу прививать сыну уважение к старшим. Уважение к другому человеку — да, не хамить, не дерзить, относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Но вот избитое «старших надо уважать» даже произносить не буду. Меня саму воспитывали в духе «слово старших — закон», и мне это долго мешало проявить какое–то сопротивление по отношению к грубости, глупости или бесцеремонности старшего поколения. Уважение еще надо заслужить.

Елена: Мой сын учится в частной школе, некоторые родители его одноклассников меня просто удивляют. Они все проблемы перекладывают на школу. Сами даже не пробовали научить своего ребенка уважительно относиться к учителю, потому что считают: раз они деньги заплатили, педагоги должны в лепешку расшибиться, но вырастить из их чада личность. А я так считаю: в первую очередь все зависит от мам и пап, надо с ребенком больше времени проводить, интересоваться его жизнью и не отмахиваться от его детских проблем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter