Тень открытых дверей

О решении ПАСЕ

Перед Дворцом Европы в ряд выстроились 47 флагов, но, как мне показалось, вполне достаточно места для еще одного флагштока. Вчера Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение, которое позволяет надеяться, что вскоре между азербайджанским и бельгийским штандартами будет развеваться и белорусский... ПАСЕ призвала восстановить статус специально приглашенного для Национального собрания, точнее, отменила свое же постановление от 1997 года о его приостановлении. Но с определенными условиями. В Минске считают, что «условия» — это вообще–то не то слово, которое уместно в диалоге с властями суверенного и независимого государства, однако, и это очевидно, твердо настроены на сотрудничество с Советом Европы. Как, впрочем, и другими европейскими организациями, а также отдельными государствами.


Формально на призыв ПАСЕ еще должно отреагировать Бюро организации, которое и принимает непосредственное решение о восстановлении статуса спецприглашенного. Но фактически решение уже принято, и в сентябре, когда состоится заседание Бюро ассамблеи, оно должно будет только подтвердить его.


...Творение французского архитектора Бернара (я имею в виду Дворец Европы, куда ПАСЕ переехала в 1977 году) снаружи выглядит монолитом, но внутри является зданием крайне запутанным и не всегда логичным. То же самое можно сказать о самой организации, которую сами евродепутаты без ложной скромности называют «совестью Европы», «домом демократии» и т.д. Дискуссия, которая развернулась вокруг доклада итальянского парламентария Андреа Ригони о положении в Беларуси, продемонстрировала немало запутанности и нелогичностей.


В первоначальном тексте доклада не выдвигалось такого обязательного условия, как введение моратория на смертную казнь. Однако в результате путешествия бумаги по комитетам Совета Европы оно появилось, а депутаты большинством голосов поддержали его. Хотя в «Хемисайкле» (так здесь называют зал заседаний, от английского слова semicircle — «полукруг») на этот счет прозвучало немало возражений. Согласно уставным документам организации такое жесткое требование предъявляется к полноправным членам. Статус спецприглашенного является лишь промежуточным этапом к полноправному членству.


Действительно, Беларусь остается единственным государством Европы, в котором существует смертная казнь, но если говорить по существу, то в стране уже больше года действует фактический мораторий на исполнение высшей меры наказания. Оформить его документально мешает то, что на референдуме по этому вопросу подавляющее большинство белорусов все–таки высказалось против отмены смертной казни. Тем не менее, как рассказал с трибуны глава официальной белорусской делегации, заместитель председателя Палаты представителей Валерий Иванов, в Национальном собрании создана рабочая группа, которая изучает этот вопрос. И, что самое главное, развернулась дискуссия и в обществе — не случайно эта тема поднималась на заседании Общественно–консультативного совета при Администрации Президента. Общество должно созреть для новой нормы, и, как мне видится, процесс созревания постепенно идет...


Второй острый момент в докладе Ригони касается приглашения представителей политической оппозиции в Страсбург. Как известно, делегации в Совет Европы формируют национальные парламенты. Были политики, которые даже предлагали включить в делегацию Нацсобрания представителей оппозиции! К счастью, таких, не побоюсь этого слова, абсурдных решений удалось избежать. В конечном варианте содержится призыв «обеспечивать, чтобы делегация белорусской внепарламентской оппозиции приглашалась на каждую сессию ассамблеи».


Можно лишь порадоваться за Совет Европы, поскольку там, возможно, не представляют, какой головной боли они избежали. Внутри белорусской оппозиции и без того, мягко говоря, сложные взаимоотношения, и можно лишь представить, какой раздрай начался бы, если бы на кону оказалось несколько теплых кресел в Страсбурге.


Белорусским представителям еще предстоит поднатореть в мастерстве страсбургской дипломатии. Но вот с этим заявлением вице–спикера нижней палаты Парламента Валерия Иванова, думаю, невозможно спорить: «Демократия — это непростой процесс. В Беларуси взят курс на эволюционную демократизацию общественной жизни, и страна существенно продвинулась в направлении общеевропейских стандартов. Мы четко осознаем, что в сфере реализации политических прав нам еще много предстоит сделать. Идеальных государств не бывает. Но мы твердо намерены идти по этому пути, и экспертная поддержка Совета Европы очень пригодилась бы».


...В этом году Совету Европы исполняется 60 лет. Это старейшая международная политическая организация на континенте. Беларусь — единственное европейское государство, которое пока не входит в эту организацию. Как сказал в своем выступлении Валерий Иванов, хочется верить, что нынешний год станет историческим для организации и слова Михаила Горбачева об «общем европейском доме», произнесенные им в Страсбурге в 1989 году, перестанут быть полуправдой...


Страсбург.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter