Ирак окрашивается в черные цвета Аль–Каиды

Тень халифата над Тигром

Ирак окрашивается в черные цвета «Аль–Каиды»...

Ирак окрашивается в черные цвета «Аль–Каиды», точнее, одного из ее подразделений — «Исламского государства Ирака и Леванта». Суннитские боевики уже захватили города Мосул и Тикрит и стремительно продвигаются в глубь страны. Курды контролируют Киркук. Ожесточенные бои идут в Анбаре, Дияле Салах–эд–Дине и даже на подступах к Багдаду. Страна снова погружается в пучину хаоса.


Конечно, дело тут не в различиях между шиитами и суннитами, а тем более не в богословских спорах, как толковать Коран... Религиозная принадлежность — лишь оболочка, за которой прячется самый обыкновенный экстремизм и даже садизм. В воскресенье боевики зверски казнили 1.700 курсантов военной академии Ирака в Тикрите. Распространенные в интернете фотографии расправы настолько впечатлили людей, что за оружие решили взяться многие простые обыватели. С призывом дать экстремистам решительный отпор выступили премьер–министр Ирака Нури аль–Малики и вожди некоторых племен. На это уже откликнулись тысячи добровольцев.


Эта ситуация, которая вполне может обернуться полномасштабной гражданской войной, — не что иное, как крупный геополитический провал США. Оказалось, что сегодняшний Ирак не может справиться с проблемами самостоятельно. Его армия оказалась бессильной: узнавая о приближении боевиков, многие военнослужащие попросту бросают форму и оружие и спасаются бегством. А премьер–министр Нури аль–Малики напрямую просит Белый дом нанести воздушные удары.


На вопрос, кто виноват, в американском конгрессе быстро нашли ответ — Барак Обама и силовой блок его администрации проглядели активизацию террористов и признаки дестабилизации на Ближнем Востоке. Но на вопрос, что делать, ответить было куда сложнее. Пока было решено не отправлять американские войска в Ирак в очередной раз — Барак Обама решил сделать ставку на другие, точечные, действия. Это решение принято неспроста: очередной ввод войск в Ирак может привести к серьезным политическим последствиям, ведь американцы уже по–настоящему устали от войн. Западные политики тоже неоднозначно дали понять, что не будут принимать активного участия в разрешении иракского конфликта.


Единственная внешняя сила, которая пока может противостоять боевикам «Исламского государства Ирака и Леванта», — Иран. Тегеран уже ответил на просьбы Малики о военном вмешательстве: иранские спецподразделения занимают позиции в соседней стране. Но, несмотря на это, ситуация накалилась до такой степени, что в ближайшее время завершения кровавого хаоса не предвидится.


Тимур ТИМОФЕЕВ.

 

Советская Белоруссия №112 (24495). Вторник, 17 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter