Тень халифата над Междуречьем

Новая война в Ираке порождает весьма неожиданные геополитические конфигурации на Ближнем Востоке.

Новая война в Ираке порождает весьма неожиданные геополитические конфигурации на Ближнем Востоке.

Наступление боевиков радикальной исламской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) на Багдад несколько застопорилось. Это, впрочем, ожидаемо – им удалось установить контроль практически над всей территорией, где преобладает суннитское население. При этом захвачено очень много вооружения и боевой техники, в том числе танков, БТР, артиллерии, а также огромные денежные средства. Боевики заняли районы на северо-западе Ирака, установив, таким образом, связь со своими «коллегами», воюющими в Сирии против Асада. Теперь на этих территориях Ирака и Сирии провозглашен «исламский халифат». Брать столицу, где в основном проживают шииты, боевики пока, возможно, считают нецелесообразным.

Иракская армия потерпела тяжелое поражение. Удивляться этому не приходится. Огромная армия времен Саддама Хусейна была полностью уничтожена в ходе двух войн с США. Созданная с американской помощью новая армия несравнима по своему потенциалу со старой. На вооружении находится старая советская техника, оставшаяся от Хусейна и купленная в Восточной Европе, и не менее старая американская техника, переданная из состава ВС США. Всего этого в разы и на порядок меньше, чем было при Хусейне. Например, танков у Ирака в 1991 году было 5–6 тысяч, сейчас – примерно 300. Совсем плохо с авиацией. Все «боевые самолеты» ВВС Ирака – 8 легких сельскохозяйственных «Цессна-208», приспособленных для применения вооружения. Их боевая нагрузка и вообще боевые возможности ничтожны даже в противопартизанской войне, тем более – против регулярной армии, которую уже имеет ИГИЛ. Уровень боевой и морально-психологической подготовки личного состава иракской армии очень низкий. Ее вообще трудно считать настоящей национальной армией из-за сильнейшей внутренней раздробленности страны.

Успехи ИГИЛ привели к тому, что де-факто и так уже независимый Иракский Курдистан оказался полностью изолирован от остальной страны. Для курдов суннитские радикалы – смертельные враги, но это абсолютно не значит, что они будут спасать от них остальной Ирак. Курдское ополчение «пешмерга» гораздо лучше подготовлено, чем иракская армия. Поэтому курды не только успешно обороняют от боевиков ИГИЛ сам Курдистан, но и, пользуясь происходящим, захватили находящийся за его пределами город Киркук, вокруг которого находятся огромные нефтяные месторождения. После чего заявили, что готовы провозгласить независимость Курдистана де-юре. 

Премьер-министр страны, шиит Нури аль-Малики, конечно, взывает о помощи к США. Вашингтон, однако, старательно уклоняется от этого. О возвращении в Ирак сухопутных войск и морской пехоты не может быть и речи, но даже на удары по боевикам ИГИЛ палубной авиации с находящегося в Персидском заливе авианосца «Джордж Буш» американцы не готовы. Отчасти это объясняется тем, что военная операция даже только в форме авиационных ударов обернется огромными расходами, что американцам совершенно не нужно. Отчасти, видимо, дело в том, что союзниками США оказываются те, кого они провозгласили своими главными противниками. То есть вмешательство в иракскую войну подчеркнет полный провал ближневосточной политики Вашингтона.

Еще в середине 2000-х, в самый разгар войны США в Ираке, многие американские аналитики предупреждали, что своей иракской авантюрой Буш передает Ирак под контроль своего злейшего врага – Ирана. Сейчас это становится очевидным. Не находя помощи у Вашингтона, аль-Малики естественным образом просит ее у шиитского Ирана. На официальном уровне Тегеран заявляет, что он готов оказать Ираку помощь в будущем, но реально он ее уже оказывает. По-видимому, именно бойцы иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) внесли основной вклад в отражение наступления суннитских радикалов на Багдад.

Другим союзником аль-Малики и соответственно косвенным образом союзником США оказался сирийский президент Асад, тот самый, который с точки зрения Вашингтона еще три года назад «потерял легитимность и должен немедленно покинуть свой пост». Сирийская армия даже после трехлетней гражданской войны на порядок сильнее иракской, боевые самолеты ВВС Сирии уже нанесли несколько ударов по боевикам ИГИЛ на иракской территории. Забавно, что поначалу многие приняли сирийские самолеты за американские.

Наконец, союзником Багдада оказалась Москва. Еще в прошлом году Ирак получил из России свою самую мощную на сегодня авиационную технику – боевые вертолеты Ми-35М, именно они сейчас очень активно используются правительственными войсками против ИГИЛ. В этом году ожидаются поставки гораздо более современных Ми-28Н, причем Ирак станет первым после ВВС самой России их покупателем. А 28 июня Россия срочно поставила в Ирак 5 штурмовиков Су-25, которые на данный момент станут единственными полноценными боевыми самолетами ВВС Ирака.

Таким образом, на Ближнем Востоке быстро оформляется неформальный союз Ирана, Ирака (его официальной власти), Сирии и России. Вашингтону очень не хочется вписываться в этот союз. Тем более что союз воюет против тех, кого сами же американцы вырастили против Асада, но теперь оказались врагами иракских друзей США. В общем, в точности повторилась история с талибами и «Аль-Каидой», которых тоже когда-то создали США. Видимо, «прогулки по граблям» можно считать и американским национальным видом спорта.

Николай СТОГОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter