Тема

"Могила" неизвестного шофера Когда едешь из Могилева по Шкловскому шоссе, недалеко от деревни Бушляки взгляд обязательно вырвет из нехитрого сельского пейзажа жутковатого вида "композицию" - прямо у проселочной дороги, на постаменте, стоит разбитый вдребезги мотоцикл с двумя смятыми касками.
"Могила" неизвестного шофера

Когда едешь из Могилева по Шкловскому шоссе, недалеко от деревни Бушляки взгляд обязательно вырвет из нехитрого сельского пейзажа жутковатого вида "композицию" - прямо у проселочной дороги, на постаменте, стоит разбитый вдребезги мотоцикл с двумя смятыми касками. Лет десять назад здесь насмерть разбились два совсем еще пацана. И до сих пор на место трагедии, как к вечному огню, приносят цветы молодожены из окрестных деревень...

Говорят, на том месте, где трагически оборвалась жизнь человека, остается частичка его души. Может, оттого родные и близкие погибших в ДТП приносят на место трагедии цветы, устанавливают придорожные крестики, вешают веночки на столбы? Запретить им устраивать такие "могилки" ни у кого, наверное, язык не повернется, и все же стоит ли превращать город в псевдокладбище?

- Отношение к псевдомогилам лично у меня двоякое, - вслух рассуждает заместитель начальника Могилевской областной ГАИ Олег Макаревич. - С одной стороны, как мне кажется, это лишнее: не стоит превращать городские улицы в кладбище. С другой стороны, хоть это и звучит кощунственно, "придорожные памятники" играют определенную роль в профилактике дорожно-транспортных происшествий. Увидит водитель такой крест или венок - и сбавит скорость.

- Нас эти псевдомогилы никоим образом не касаются, - говорит заместитель директора по эксплуатации зданий Могилевского ПУ жилищно-коммунального хозяйства Валентина Лодысева. - Но лично я - против. Конечно, жаль, когда жизнь человека трагически обрывается, но ведь, согласитесь, не менее жаль любого другого умершего. И что было бы, если бы в больнице, где скончался пациент, на его койку вешали траурный венок? Я все-таки придерживаюсь мнения, что всему свое место, а кладбище для того и существует, чтобы человек мог прийти и побыть наедине со своей болью.

- Недалеко от моего дома была одна такая "могилка". Старушка туда каждую неделю приходила: постоит, пошепчет что-то, слезу смахнет. Поговаривали, что ее единственный сын вместе с женой и дочкой погибли там. Но вот уже несколько лет, как бабушки не видно, - может, болеет, а может, померла уже, - рассказывает таксист Владимир Коршунов. - А вообще эти придорожные "могилы" - как напоминание, что человеческая жизнь очень хрупка и на трассе нужно быть предельно внимательным.

C доводами Владимира категорически не согласна молодая мама Лариса Дробышева: "Кругом жуть одна: в газетах, по телевизору только и болтают, что про убийства, насилие да войны. Вечером по городу одной идти страшно, а тут еще венков на деревья понавешали... Если бы все родственники на месте аварии памятники погибшим ставили, где наши дети росли бы - на кладбище?!"

Против подобных захоронений высказываются и представители православной церкви. "Где покоится прах человека, там и должна быть его могила, - считает настоятель Могилевского собора Трех Святителей отец Геннадий. - Не только славянская, но и общемировая традиция - устанавливать памятники на местах боев, массовой гибели людей. А "могилы" при дороге - веяние времени, раньше этого не было.

Как говорится, сколько людей, столько и мнений. И каждый должен сам для себя решить, как относиться к подобным проявлениям скорбных чувств своих соотечественников. И, глядя на самодельные придорожные памятники, делать соответствующие выводы - вести себя на дороге внимательно и разумно. Тогда уж точно наши города и веси не превратятся, как опасаются некоторые, в сплошное кладбище.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter