Тело всей жизни

Фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) проводился уже в 17-й раз! Непостижимая цифра для европейского фестиваля. А уж для фестиваля современного танца - и подавно.
Или время действительно бегает быстрее, чем Юлия Нестеренко, или вообще нет никакого времени... Трудно осознать, что фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) проводился уже в 17-й раз! Непостижимая цифра для европейского фестиваля. А уж для фестиваля современного танца - и подавно. Когда же мы научились любить и понимать модерн? Неужели 17 лет назад? Вряд ли. Тогда о современном балете слышали только организаторы фестиваля и его заграничные гости: Николай Огрызков и московский "Свободный балет", Беруте Летукайте с литовской труппой "Aura", театр "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга, эстонцы - "Fine 5", пермский театр "Балет Евгения Панфилова"...

Может быть, именно в прошлом году пришло понимание вопроса. Председатель жюри витебского фестиваля IFMC, балетмейстер Юрий Троян тогда заметил: "Одна из задач фестиваля - поднять культуру современного танца в Беларуси". И кинулись поднимать: 17-й конкурс современной хореографии был объявлен национальным и закрытым. Вместо жюри на фестивале заработал экспертный совет профессионалов: заслуженный деятель искусств Юлия Чурко, лауреат национальной театральной премии России "Золотая маска" хореограф Сергей Смирнов, театральный критик из Витебска Татьяна Котович. За три фестивальных дня экспертный совет определял лауреатов IFMC-2004 в шести номинациях: "Школа", "Педагог", "Произведение", "Артист", "Хореограф", "Исполнительское мастерство".

Дорогие друзья, пока мы с вами спорили, что есть современный балет, есть ли он ухудшенный вариант классики или это большой, отдельный танец, хореограф Инна Асламова из Гомеля времени даром не теряла, воспитала новое поколение танцовщиц. Девочки, которым 12 - 13 лет, сумели задеть фестивальную публику не столько своим юным возрастом, сколько подчеркнутой уверенностью в современном танце. Спустя год-два, я уверена, гомельские гордячки сумеют каждому движению модерн-балета дать индивидуальное название, занести в анналы и сделать доступным для разучивания. Иными словами, здравствуй, школа! Инна Асламова и получила диплом в этой номинации.

Хореограф - он как художник - может быть только гениальным. В нашем современном танце гиганта хореографической мысли пока нет. Но диплом конкурса IFMC-2004 в номинации "Хореограф" вручили. Инне Асламовой. Из Гомеля. Не буду затягивать интригу, скажу, что и в номинации "Педагог" победу на фестивале одержала она же. Как не хотелось бы итоги фестиваля превращать в гимн г-же Асламовой, но так выходит, что худрук группы современной хореографии "Квадро" Инна Асламова раньше других наших соотечественников постигла космическую гармонию модерн-балета. А ее талантливые высказывания в одноактном балете "Зима пропала" или в хореографической миниатюре "Колокольчики" явно переросли естественную для белорусского балета провинциальность. Москвичи, например, когда приглашают "Квадро" на фестиваль "Цех", упорно называют труппу Асламовой российской. Нет уж. Это гомельские ребята. И они нам крепко нужны.

Хореографическая миниатюра "Мечты рыжего человечка" в исполнении Ольги Лабовкиной наделала в Витебске много шума. Обладательница совершенного тела, Оля показала умный и печальный балет-стриптиз. Когда на сцене "звучал голос" блистательного Олиного тела, ресницы самых именитых членов экспертного совета дрожали от восхищения. Так солистка гродненского театра "Тад" Оля Лабовкина удостоилась диплома в номинации "Артист".

Дипломами и призами фестиваля были отмечены также витебская студия современного танца "Параллели", проект Ирины Стаминской из городского Центра культуры Орши, хореографический коллектив Витебского государственного университета, ансамбль кафедры хореографии БГУК и витебская же хореографическая студия Дианы Юрченко. Вот сколько у нас хороших и крепких студий современного танца. Еще больше у белорусского модерна поклонников. Неизменный гость IFMC - театр "Балет Евгения Панфилова" и в этом году растрогал меня, например, до слез. Если зритель "любимый пермский, взыскательный московский, интеллигентный питерский, утонченный французский, пресытившийся американский аплодирует Панфилову и его балету стоя", то витебский - долго. В этом году театр из Перми на фестиваль привез фрагменты двух балетов "Болеро" и "Ромео и Джульетта". К сожалению, фрагменты... Мужская труппа театра с силой и грацией молодых зверей не старалась исполнить балет - она наслаждалась его исполнением. Как учил их Евгений Алексеевич. После его трагической смерти коллектив театра намеренно сохраняет и бережно восстанавливает постановки "хореографа XXI века" - Евгения Панфилова. Более того, как-то подчеркнуто совершенно танцует сейчас труппа пермского театра. Соответственно и бис, и браво, и цветы витебской публики все опять им - балету Панфилова.

В целом после фестиваля IFMC-2004 осталось такое приятное возбуждение... Как будто вот-вот случится и в нашем модерне гений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter