Тело всей жизни

«МаТРИархат» в Национальном художественном музее
«МаТРИархат» в Национальном художественном музее

Возражать против деления искусства на женское и мужское можно до хрипоты, тем не менее стереотип о вторичности женских экспериментов с бронзой и темперой живуч даже среди самих художниц. В том числе среди тех, кому давно не нужно ничего доказывать.

В принципе, почему художник Зоя Литвинова считает нужным упомянуть о своем осторожном отношении к женским выставкам, подчеркивая, что никогда прежде не участвовала ни в чем подобном, почему Зоя Луцевич повторяет раз за разом, что «мы занимаемся искусством, но это не женское искусство», и почему Галина Горовая так хочет надеяться, что их выставка «никого не огорчит», — можно понять. Пусть репутация каждой из трех у коллег–мужчин непоколебима, они будто все еще ждут подвоха. В то время как их общий «МаТРИархат» в Национальном художественном музее — выставка абсолютно беспроигрышная. Недаром к плакату–афише у входа в музей, приглашающему прохожих оценить это своеобразное творчество, приложил руку Владимир Цеслер — а он, как известно, в провальных проектах не участвует.

Если у вас щемит сердце от зрелища заката или рассвета — вам сюда. Если вы — женщина, считающая, что этот мир устроен для мужчин, или мужчина, силящийся понять логику цивилизации, — вам тоже сюда. Наконец, если вы стремитесь быть «в контексте» актуального искусства, точно не пропустите этот «МаТРИархат».

Авторство работ не перепутаешь, у каждой — слишком узнаваемый стиль. И все же сочная, восторженная живопись Литвиновой, ироничные коллажи Луцевич и утонченно–проницательная скульптура Горовой похожи. Своим восхищением женским телом, ставшим стимулом для развития всего мирового искусства. Только, в отличие от большинства творцов, принадлежащих к сильному полу, у восхищения художниц имеется «второе дно» — явно немужское понимание внутренней сути прекрасных форм... Все–таки есть оно, это пресловутое женское искусство...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter