Премьеры, провокации и 3D-декорации. Что нельзя пропустить в афише IFMC’2019?

Тело говорит

18 ноября в Витебске открывается 32‑й Международный фестиваль современной хореографии (IFMC’2019). На танцевальном форуме выступят артисты из Беларуси, Бельгии, Испании, Нидерландов, России, Украины. За пять темных ноябрьских вечеров нам покажут три премьеры и два спектакля 18+. Чем будут удивлять?

ФОТО ВАЛЕРИЯ МЯСНИКОВА.

Тоска по любви. Пластический спектакль «Анна Каренина»

ФОТО ДМИТРИЯ ДУБИНСКОГО.
В лучших своих традициях IFMC начнется небанально. Во‑первых, в понедельник. Во‑вторых, с классики русской литературы. В‑третьих, танцевать роман Льва Толстого будут драматические артисты. Пластический спектакль «Анна Каренина» в Московском государственном академическом театре имени Вахтангова поставила знаменитый хореограф из Литвы Анжелика Холина:

— Это спектакль о тоске по любви. Кажется, все мы знаем, что такое любовь, но когда это чувство приходит, мы сталкиваемся с собственным эгоизмом, который все разрушает. Женщина не должна быть орудием для удовлетворения самолюбия мужчины. Для меня поезд у Толстого — это общество. Мы проезжаем по душе друг друга.

Безупречный стиль, глубокая музыка Альфреда Шнитке, искусно поставленный свет, фантастически красивые костюмы и ни одной реплики за 2,5 часа… Эта версия романа идет на сцене театра с 2012 года, и до сих пор билеты нарасхват. Кстати, в роли Алексея Каренина — Евгений Князев, которого кинозрители помнят в образе Вольфа Мессинга.

Корни и крылья. Oskara

На закрытии фестиваля 23 ноября будет представлен лучший спектакль международного форума танца Tanzmesse‑2018 в Дюссельдорфе Oskara. Удивительное, красивое шоу, уже показанное на престижных европейских фестивалях, создано новой звездой современной хореографии Маркосом Морау для коллектива «Кукай Дантза» (Бильбао, Испания). Зрелище для зрителей старше 18 лет. В основе — диалог на тему идентичности: «Кто я?». На ясном пластическом языке хореограф говорит о глобализации и унификации и соотносит это с культурой, самоидентификацией целых народов. Спектакль показывает: если человек забывает о своих корнях, не чтит память предков, он теряет будущее. 2 ноября спектакль Oskara с успехом прошел в Театре им. Станиславского и Немировича‑Данченко в Москве.


Основным событием IFMC’2019 станет белорусский конкурс хореографии. Отбор прошли 20 коллективов из Витебска, Гомеля, Гродно, Минска и Могилева. На суд жюри они представят 31 работу. Лучшие постановки зрители увидят 22 ноября. Традиционно в программе фестиваля — заседания экспертного совета и встречи критиков с конкурсантами, лекции, мастер‑классы известных хореографов. Цены на билеты демократичные: постановки известных театров можно увидеть за 12 — 35 рублей.

Зеркало наших пороков. Балет «Вий»

19 ноября в Национальном академическом Большом театре оперы и балета мировая премьера балета «Вий» академического театра «Киев модерн‑балет». На следующий день новую постановку Раду Поклитару покажут на сцене концертного зала «Витебск».


Мистическая история по мотивам повести Николая Гоголя приглашает познакомиться с собственными демонами, анонсирует знаменитый хореограф:

— Вий — не абсолютное зло, он только зеркало наших пороков. В середине каждого из нас есть и ангел, и демон. За пределами человека добра и зла нет.

Действующие лица гоголевского «Вия» остались в балете неизменными. Но появились и новые. Например, девушка Фомы Брута Василиса. Привычные декорации в этой постановке дополнят 3D‑проекции — по отзывам, зрелище завораживает. Специально к спектаклю музыку создал украинский композитор Александр Родин.

От судьбы не уйдешь. «Лабиринт» и «Человек воздуха»

22 ноября две премьеры — одноактные балеты «Лабиринт» и «Человек воздуха» покажет пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». В первом случае хореографа вдохновил писатель Эдгар По. Нельзя избежать своей судьбы, ведь лабиринт рано или поздно приведет тебя к истине — одна из идей, которую несет танец.


Балет «Человек воздуха» навеян творчеством художника‑сюрреалиста Рене Магритта, который определял направление своего творчества как магический реализм. Сюжеты его картин настолько созвучны современной хореографии, что сразу хочется увидеть их на сцене. «Человек воздуха» входит в цикл «Литературный курс», который объединяет три одноактных балета. Постановщик — хореограф Дмитрий Антипов, педагог школы русского балета в Лондоне. Работая над спектаклем, он понял, что танец, мировая литература и живопись могут связать интернациональную аудиторию. После Витебска пермский театр с премьерной работой отправится в столицу Великобритании.

Только для взрослых. Sweet baby Sweet

21 ноября на сцене Витебской областной филармонии покажут танц‑спектакль Sweet baby Sweet (Бельгия — Нидерланды) с маркировкой 18+. Витрина современного пластического искусства Голландии. Столь провокационный и откровенный спектакль включен в программу фестиваля впервые, говорит заведующий отделом специальных проектов ГУ «Центр культуры «Витебск» магистр искусствоведения Эдуард Чернивчан:

— Будучи в качестве зрителя, буквально с первых минут ловишь себя на мысли, что ты словно подглядываешь за парой. Действие очень медленное, медитативное, необычное. Возникает ощущение дисбаланса в отношениях, и только во второй части начинаешь понимать причины проблемы. На протяжении всей постановки идет видеопроекция, которая представляет собой обрывки фраз и стихов. Поначалу раздражает, а потом становится ясно, о чем это. Внешний мир, хотим мы того или нет, посредством кино, книг, музыки, новостей учит нас, как вести себя даже в таком, казалось бы, интимном деле, как любовь мужчины и женщины. Герои в итоге спрашивают себя: «А стоят ли вообще отношения двух людей таких усилий? Если любовь приносит столько проблем, может, проще быть с резиновой куклой?»

Танцевальный спектакль хореографа Яна Мартенса основан на разных языках движения, таких как буто, йога, цирковая акробатика и даже рок‑н‑ролл.

kruchenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter