Телесные приключения

Сегодня в Витебске завершается XIX Международный фестиваль современной хореографии
Сегодня в Витебске завершается XIX Международный фестиваль современной хореографии

Наконец–то эксперты и профессионалы сошлись во мнении: историческая и конкурсная составляющая белорусского фестиваля не имеет аналогов в мировой практике. Все сколько–нибудь профессиональные танцтеатры из стран СНГ рано или поздно начинают свой сложный путь в жанре contemporary именно на сцене КДЦ «Витебск». Современная хореография за свою почти столетнюю историю легко прижилась в Америке и старой Европе, в тех странах и обществах, где в моде психоанализ. По Делезу, мы плохо говорим, невнятно артикулируем, поскольку «язык полностью погружен в зияющие глубины тела». Вывести тело из ступора, «проговорить» в танце все личностные и социальные конфликты — вот для чего существует танец модерн.

На витебский фестиваль съехались танцевальные труппы из 11 стран мира. Хореографы и танцовщики изумлены нашим мощным фестивальным движением, особенно те из них, кто приехал в Витебск впервые. Скажем, хореограф московского театра современного танца «Вортекс» Денис Бородицкий, крепкий профессионал с завидным танцевальным «бэкграундом», утверждает: «Ни в Америке, ни в Европе не доводилось бывать на фестивале, где творческая машина работала бы так по–сумасшедшему искусно и грамотно».

Конкурс IFMC — это 30 хореографических произведений, представленных в течение двух дней на фестивальной сцене. Работе жюри не позавидуешь: сегодня к четырем часам дня они должны вывести в финал лучшего хореографа. А конкурс в этом году сильнейший, в нем представлены как традиционные виртуозы жанра, скажем, пекинский Ансамбль песни и пляски Китайской народной армии, челябинский ансамбль «Линия», упомянутый московский «Вортекс», так и неустанные экспериментаторы польский «Teatr Okazjonaly», калининградский «Инклюзы», витебская студия современной хореографии Дианы Юрченко, гродненский «Тад»...

— Ваш зритель реагирует на спектакли удивительно точно, — говорит член жюри IFMC Генрих Майоров, худрук Московской государственной академии хореографии. — А я смотрю в эти дни на сцену и даже немного раздражаюсь: как много талантливых хореографов, оказывается. Молодых, дерзких, как мы говорим, «других», но, безусловно, даровитых.

Об актуальных тенденциях современного танца поговорим через несколько дней, после завершения фестиваля. Для автора этих строк важнейшим из искусств является contemporary, и теперешнее свое пребывание на фестивале я называю экстазом собственного существования. Эти свободные, часто грубые, не скованные классикой телесные силы модерн–трупп освобождают ум. От чего?.. От устарелых взглядов.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter