Почему не стоит принимать на веру все то, что публикуется в популярных пабликах Telegram

Telegramные ушаты помоев

Когда не в таком далеком 2018-м регистрировалась в Telegram, даже представить не могла, что новый удобный и быстрый мессенджер через пару лет станет оружием, таким же опасным, как, например, ракетная установка в руках экстремистов. И что в августе 2020-го именно приложение не только разрушит мою многолетнюю дружбу, но и рассорит целые общественные группы.

Как человек, относящийся к любой не подтвержденной в официальных источниках информации скептически, никогда не принимала на веру все то, что публиковалось в популярных пабликах Telegram. Факт очевидный: журналисты государственных СМИ за контент своих публикаций несут ответственность. А вот за что отвечают ретивые авторы телеграм-площадок? Никогда и ни за что! 

Еще весной прошлого года поняла: им дай только повод ухватиться за любой информационный хайп — и они уже с него не слезут, выплескивая на своих читателей и почитателей килотонны откровенного вранья. Вспомните, к примеру, как в пору первой волны коронавируса телеграмщики вещали чуть ли не о десятках тысяч от него умерших.

Но это мне, журналисту, который еще с университетской скамьи обучен все подвергать факт­чекингу, невозможно впарить любой фейк. А некоторые молодые люди готовы принимать на веру все, что им пытаются втереть создатели каналов. Сама однажды, сидя в одном дружеском чате, начиталась такой ереси, что хоть святых выноси. Например, прислали мне как-то видео: знаменитый зубр на брестской трассе размалеван в бчб-цвета. Мол, посмотрите, даже белорусский символ «с народом». Но на мое везение, именно в этот момент по командировочным делам проезжала мимо и убедилась, что памятник чист и не тронут чьей-либо грязной рукой. Да и в интернете позже видела много разоблачений по этому поводу.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

И что удивляло больше всего: бред этот многие, казалось бы, вполне реальные люди воспринимали как истину в последней инстанции. Все равно пользуюсь любой возможностью, в том числе и газетными страницами, чтобы убедить молодых людей, своих ровесников, критично оценивать все, что вываливают на неокрепшие души радикальные источники информации, деструктивные каналы. У их авторов и идейных вдохновителей еще молоко на губах не обсохло, что прекрасно видно, а они себя уже лидерами мнений объявляют, учат, как себя вести, куда идти и что делать вполне взрослым и самостоятельным людям. Это было бы смешно, если бы порой не заканчивалось так грустно…

И если фейки могут только раззадорить публику на язвительные комментарии, то вот призывы к неповиновению, насилию, экстремизму — уже игра с огнем. Точнее, с законом! Криминальных историй про то, как ошалевшие «протестуны» блокировали дороги, бросались камнями в представителей силовых структур и даже поджигали дома и машины, полно. И какой у них финал? У всех закономерный — они заканчивались приговором суда. 

Мне, как и всем нормальным людям, по душе действия и призывы, направленные на любое участие, которое не разрушает, а создает — детские площадки, красивые бордюры, новые насаждения. Когда, скажем, предлагают собираться на спартакиадах, хоккейных матчах, — эти эмоции всей страны, болеющей за своих, затем дорогого стоят. Патриотические акции — где помощь и поддержку (безвозмездную) получают все: от многодетной мамы, собирающей ребенка в школу, до юного ученого, не знающего пока, как развить свою идею в дело всей жизни. А те самые руки, которые таскали чужие символы на сдувшихся протестах, были бы очень кстати на строительстве важнейших для страны объектов, на уборке урожая либо просто в социальной помощи инвалидам или пожилым.

Есть и множество адресов, вещей и мест внимания, где можно проявить себя, почувствовать дух единения и вкус победы. Одну из идей озвучил и Александр Лукашенко, посещая в годовщину чернобыльской трагедии Брагинский район:

— В каждом районном центре должна быть команда. Всё переживают, что у нас нет идеологической работы. Вот она — самая главная идеология. Когда будет играть своя команда, то в этом пятитысячном поселке 500—600 человек придут сюда, молодежь, поболеть за свою команду.

Но действовать и вещать на публику с дивана — разные вещи. Уверена, многие телеграмщики и были так смелы только потому, что думали: суровая рука закона до них не дойдет, а если дойдет — то очень нескоро. Шах и мат, граждане, гадящие исподтишка. Решительного ответа представителей власти ждать не пришлось: 

Президент подписал Закон «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму». Теперь участие в сомнительных формированиях, «невероятная» символика и атрибутика, а также всякий информационный продукт, ее содержащий, а еще призывы, ложная информация и прочее — не просто слова, а конкретный пункт нарушения в законе. Теперь экстремистам не удастся оправдаться типа «так я же ничего такого не делал». Да и времени не будет, ведь сейчас в Гражданском процессуальном кодексе определен срок рассмотрения судами дел о признании организации экстремистской, ее ликвидации и о признании символики, атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами — не позднее одного месяца со дня принятия заявления.

Вчера так решилась судьба одного из волковысских  чатов, вещающих экстремистские призывы, приукрашенные комментариями с оскорблениями и угрозами в адрес правоохранителей и государственных служащих и членов их семей. Правоохранители, как всегда, начеку. Прокурор подал заявление в суд, которое удовлетворили в короткие сроки в полном объеме. Теперь город может спать спокойно!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter