Телефонный оскал

Когда карикатурой отражается какая–либо жизненная ситуация — это нормально...

Когда карикатурой отражается какая–либо жизненная ситуация — это нормально. Но если сама жизнь будто бы срисовывается с карикатуры, становится не по себе. Всего неделю назад мы опубликовали рисунок, иллюстрирующий тему о пранкерах — телефонных хулиганах, выкладывающих в интернет аудиозаписи своих выходок. Оказалось, увы, будто в воду глядели.


Сначала пришла новость из Англии, где жертвой телефонных шутников стала 46–летняя медсестра Ясинта Салдана. Ведущие одной из австралийских радиостанций решили устроить розыгрыш, чтобы узнать о состоянии здоровья герцогини Кейт Миддлтон. Они позвонили в больницу и представились Елизаветой II и ее мужем, принцем Филиппом. Голоса были подделаны весьма профессионально, поэтому медсестра, ни о чем не догадываясь, тут же выдала все что знала прямо в эфир. Узнав подоплеку звонка, Ясинта впала в депрессию и на следующий день покончила с собой. Без матери остались двое детей.


Затем громко выступил сотрудник «Еврорадио» Змицер Лукашук, выбравший жертвой телефонного шантажа сотрудницу редакции газеты Викторию Попову. Спокойненько, без нервов, как и полагается знатным пранкерам, довел нашу коллегу до белого каления своим напором и неграмотной речью, потом аккуратно положил в карман телефончик и радостно поскакал размещать аудиозапись в публичном доступе.


Конечно, Попова не впала в самоубийственную депрессию. И не слегла на больничную койку, как отставной офицер российской милиции Валерий Тельнов, которого телефонные хулиганы довели до инфаркта. Но долго ли пранкерам от журналистики найти новую, менее стрессоустойчивую жертву?


Помню, в первую неделю после теракта в Минском метро появились интернет–провокаторы, распускающие панические слухи. Тоже доводили людей до исступления. Их весьма оперативно вычислили, всыпали по первое число и волна провокационных слухов тут же сошла на нет. Телефонных террористов, донимающих милицию сообщениями о ложных минированиях, также научились ловить весьма быстро. Почему же у нас до сих не принимается никаких мер к хулиганам, которые вовсе и не думают скрываться? Тут ключевые слова — «у нас», потому что в Австралии–то шутников–журналистов немедленно отстранили от работы, а от сотрудничества с их радиостанцией начали отказываться крупные рекламодатели. У нас же «Еврорадио» небось еще и премию Лукашуку выпишет. И реакция интернет–сообщества на злобную выходку Лукашука поражает: некоторые пользователи восторгаются столь «геройским» поступком, а его жертву оскорбляют и осыпают угрозами. Эта травля, спровоцированная ушлым Змицером, бьет по конкретному человеку. Неужели такой моральный террор менее опасен, чем «шутки» о ложных взрывах?


В Москве у недорослей появилось новое развлечение: теперь они не только названивают старикам, пытаясь довести их до истерики. Сейчас пенсионеров атакуют с видеокамерами, оскорбляют и унижают, чтобы дождаться ответных ярких эмоций и выложить особо «удачный» ролик в сеть. Будем ждать, когда эта мода докатится и до нас?


Что ж, пока ждем, не грех подготовиться. Главное правило в общении с пранкерами — не поддаваться на провокации. Отвечать спокойно и кратко, после чего класть трубку. И не доверять благонамеренности звонящих вам людей, кем бы они ни представлялись.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter