Телефонный «коммунизм»

Операторы  наращивают  «мышечную  массу», но  доходность  их  бизнеса  постепенно  снижается

Операторы  наращивают  «мышечную  массу», но  доходность  их  бизнеса  постепенно  снижается 

Какими бы тарифы на сотовую связь низкими   ни были, но абонент всегда будет верен своему главному желанию: ему хочется разговаривать больше, а платить за это меньше. Идеальной ценой было бы и вовсе бесплатное общение. Однако рынок есть рынок, и телефонный «коммунизм» вряд ли когда-либо станет возможным. И все-таки операторы отмечают: стоимость услуг мобильной связи в нашей стране уже несколько лет стремится по нисходящей. 

Все  будем  там 

Как сегодня уверены специалисты, белорусский рынок сотовой связи медленно, но верно приближается к порогу насыщения. По данным веб-ресурса «Onliner.by», суммарное количество абонентов сетей стандартов GSM и CDMA на начало августа в Беларуси составило около 6,493 млн. человек. Таким образом, уровень проникновения мобильной связи в Беларуси — 66,8 %. 

А ведь еще 1,5—2 года назад эксперты утверждали: порогом пресыщения рынка может стать точка в 6,3—6,4 млн. абонентов. Тем не менее рост абонентской базы по-прежнему не останавливается и рынок растет. Пусть это происходит и не такими стремительными темпами, как ранее. В Министерстве связи и информатизации указывают, что задел для дальнейшего роста рынка остался еще достаточно большой. Глава этого ведомства Николай Пантелей в ходе одной из пресс-конференций отметил: «В идеале в Беларуси уровень проникновения должен достигнуть заветных 100 %, но произойдет это не так скоро, как хотелось бы. К этому надо стремиться, ведь мировой опыт показывает, что даже этот порог – не предел». 

Список стран, преодолевших 100-процентный барьер насыщенности сотового рынка, недавно перевалил за четыре десятка. Что же касается белорусских перспектив «полного проникновения», то, по оценкам специалистов, этот рубеж вряд ли будет достигнут ранее 2010 года. А вот нынешний год будет, наверное, одним из последних, отмеченных явным ростом новых подключений. 

Динамику снижения новых уникальных подключений сегодня заметили все операторы, кроме, пожалуй, «БеСТа». Число «адептов» этой компании с момента выхода ее на рынок по сравнению с ее главными конкурентами росло не слишком динамично. И сегодняшний прирост по 7—8 тыс. абонентов ежемесячно воспринимается руководством этой компании с оптимизмом. А ведь отечественная сотовая связь помнит времена, когда абонентами сотовых операторов становились по 150—200 тыс. человек в месяц. К сожалению, эти рекорды остались далеко позади. Рынок из состояния бурного роста переходит к интенсивному развитию. Это означает, что конкуренция от ценовых войн постепенно перетекает в иные плоскости. В дальнейшем операторы будут улучшать покрытие, устанавливая дополнительные базовые станции, развивать сервис. Собственно, этот процесс уже начался у двух ведущих операторов, не говоря уже о новичках, стремящихся к захвату значительной доли рынка. 

Сколько  в  «копилке»? 

Индекс ARPU (среднемесячная выручка с одного абонента) у белорусских компаний – тайна за семью печатями. На регулярное обнародование этого показателя к настоящему моменту решилась только «МТС». Считается, что в сети этого оператора каждый абонент платит в среднем 9,84 доллара в месяц. Согласно логике в остальных сотовых компаниях индекс также «пляшет» возле этой цифры. При этом, как указывают в «МТС», этот показатель понемногу снижается, но несильно: еще год назад он был на уровне 10,03 доллара. Однако эту тенденцию трудно назвать уникальной — сегодня она прослеживается во всем мире, даже на развивающихся рынках. Действует стандартная схема: операторы, развиваясь, предлагают своим абонентам более выгодные условия. А более выгодными условиями как раз и является возможность платить меньше за большее время телефонных разговоров. 

Кстати, несмотря на снижение ARPU, доходы операторов все равно продолжают расти. И происходит это по двум причинам. Первая — это количественный фактор: банальное наращивание абонентской базы. Но более важен фактор качественный. Об ARPU слышали почти все, но у оператора есть еще один показатель успешности, куда более фундаментальный, и все усилия на самом деле направлены именно на его повышение, так как именно он изначально определяет уровень дохода с каждого пользователя. Это так называемый индекс MOU — средний ежемесячный трафик на одного абонента. По сути, это реальное количество платных минут, которое он выговаривает за 30 дней. В нашей стране, по некоторым оценкам, этот показатель составляет около 416 минут на каждого пользователя в месяц. 

К слову сказать, с проведением многочисленных акций связан еще один немаловажный для операторов индекс – SAC (или затраты на привлечение одного абонента). Его компании стремятся понизить. На сегодняшний день SAC составляет около 15 долларов, но при проведении масштабных акций он несколько уменьшается, что очень выгодно операторам. 

В  поисках  нового  поколения 

Сегодня специалисты уверены: проникновение мобильной связи после достижения отметки в 75—80 % замедлится и со стагнацией рынка столкнутся все операторы. Однако даже это не помешает им зарабатывать деньги. По оценкам Goldman Sachs, Meril Lynch и МВФ, белорусский рынок сотовой связи к 2010 году вырастет примерно на треть – с 582 млн. до 787 млн. долларов. При этом ключевым инструментом развития рынка останутся голосовые услуги, а вот дополнительные VAS-услуги (мобильный контент, SMS, MMS и проч.) пусть и покажут неплохую положительную динамику (вырастут с 72 млн. до 128 млн. долларов), но все же будут играть «вторую скрипку». 

В отношении развития дополнительных услуг участники рынка возлагают надежды на получение лицензий связи третьего поколения 3G. Однако новая эра связи, дающая пользователям новые возможности, вплоть до потокового мобильного телевидения, начнется в республике не раньше осени 2007 года. Как отмечают в Минсвязи, в настоящий момент идет работа по высвобождению полосы частот, необходимых для реализации этой технологии. Большинство независимых экспертов уверены, что стратегия развития мобильной связи формата 3G в Беларуси, вероятнее всего, пойдет по пути предоставления лицензий действующим операторам GSM (СП «МЦС», СООО «МТС», ЗАО «БеСТ»). При положительном результате сети 3G могут быть развернуты операторами в течение полугода после получения соответствующей лицензии. 

Мнение  специалиста 

Вадим Татьяненко, и.о. заместителя генерального директора СООО «Мобильные ТелеСистемы» по маркетингу: 

— Показатель ARPU имеет тенденцию снижения на этапе бурного прироста абонентской базы и стабилизации и даже роста в стадии насыщения. Очевидно, что рынок мобильной связи Беларуси в предыдущие годы можно охарактеризовать как стадию бурного роста. В 2007 г. также прогнозируется интенсивный прирост абонентов, однако несколько ниже, чем в 2006 г. 

В соответствии с общими тенденциями развития рынков мобильной связи показатель ARPU абонентов МТС также имеет тенденцию снижения. И это связано прежде всего с покупательной способностью новых абонентов операторов. В первую очередь абонентами операторов сотовой связи становятся наиболее обеспеченные люди, поэтому ARPU имеет максимальные значения в первые годы работы на рынке с низким уровнем проникновения услуг. Но в настоящий момент проникновение в Беларуси имеет достаточно высокое значение — на уровне 66 %. Значит, мобильная связь уже стала доступной массовому пользователю со средним и низким уровнем доходов. Привлечение именно этих категорий абонентов приводит к снижению ARPU, поскольку этот показатель отражает среднюю величину начислений абонента по базе оператора. Немаловажную роль в снижении ARPU играет и тарифная политика. Высокая конкуренция в отрасли стимулирует к усилению преимуществ своих услуг. Тенденция снижения тарифов на мобильную связь за последние годы четко прослеживается по всем белорусским операторам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter