Телефильм «Куприн»: Пореченков и Боярская отказались от обедов

Телефильм «Куприн» на самом деле вовсе не биография Александра Куприна. Он сделан по мотивам произведений писателя. В картине три части: «Яма», «Впотьмах» и «Поединок». И сняты они тремя разными режиссерами.

Телефильм «Куприн» на самом деле вовсе не биография Александра Куприна. Он сделан по мотивам произведений писателя. В картине три части: «Яма», «Впотьмах» и «Поединок». И сняты они тремя разными режиссерами.

Через всю историю проходит образ рассказчика – Куприна, который в фильме встречается с главными героями. Сыграл его Михаил Пореченков. «Пореченков и Куприн – братья-близнецы, они похожи не только внешне, но и характерами, – объясняет Андрей Малюков, один из режиссеров («Поединок»). – Хватит ему уже играть спецназовцев, пора переходить на классику!» Вот актер и старается. Для съемок Михаилу понадобилось записаться в конноспортивный клуб. Как оказалось, он не ездил верхом со времен театрального института, а сценарий требовал от его героя умения непринужденно держаться в седле. В течение нескольких месяцев актер занимался с тренером. А необходимость похудеть почти на 20 кг за два месяца съемок далась ему тяжелее. Актер для этого даже отказался от мучного, сладкого и обедов на площадке, перекусывал овощными салатами.


В части «Впотьмах» режиссера Андрея Эшпая переплетены судьбы героев сразу нескольких произведений Куприна. Дрессировщица тигров Зенида (Лиза Боярская) из рассказа «Люция» влюбляется в Аларина (Леонид Бичевин) – героя купринской повести «Впотьмах». А за сердце бесстрашной укротительницы борется Ознобишин («Люция») в исполнении Евгения Цыганова. Лиза Боярская, рассуждая о своей героине, пришла к выводу, что она по характеру совсем не Зенида.
– Зенида поступает как ей вздумается, и наплевать, что скажут люди, – объясняет актриса. – Моя героиня наглая и вульгарная, а я таких не люблю. Мы придумали, что, когда ее кто-то сильно раздражает, она без лишних слов делает человеку «сливку», резко зажимая ему нос двумя пальцами.
А чтобы усилить жесткость об­раза героини, гримеры подчеркнули шрам на щеке, который Боярская получила в детстве. Лиза предложила использовать на съемках семейную реликвию – серьги своей двоюродной бабушки Лидии Петровны Штыкан, в которых та выходила на сцену. Актриса попросила разрешения попользоваться ими у тети – Екатерины Боярской, которая и хранит украшение. Сережки представляют собой бижутерию хорошего качества с применением фиолетовых камней, они идеально подошли к одному из платьев героини Боярской.

– У моей Зениды очень смелые для того времени наряды. А чего стоят брюки с жакетом! – говорит Боярская. – И потрясающе красивые платья с корсетом, который на мне затягивали так, что я с трудом дышала, зато это способствовало идеальной осанке. А ведь на примерках я сама кричала: «Затягивайте потуже, хочу быть еще тоньше». Но в процессе съемок об этом пожалела. Если честно, я даже не обедала во время работы, потому что заново затянуть корсет на мне уже не получилось бы.

В фильме героиня Боярской заходит в клетку с тиграми. В жизни актриса с хищниками не пересекалась – ее дублировала известная дрессировщица Карина Багдасарова, да и сцены с животными снимали в Кирове, где гастролировал цирк Багдасаровых. Актеров на этих съемках не было. Боярская поставила перед собой задачу – скопировать пластику дрессировщицы и командные нотки ее голоса. Зенида в фильме, отвечая на вопрос «Что важно для дрессировщицы?», говорит: «Абсолютное, почти уродливое отсутствие страха и умение командовать глазами». Подобного эффекта Боярская и добивалась, раз за разом пересматривая записи номеров Карины.

Героиня Екатерины Тарасовой Даша из той же части «Впотьмах» – полная противоположность Зениды: она скромна, мила, образованна и страстно влюблена в героя Бичевина. Сцену, в которой Даша бросается с холма вниз, на покрытую льдом реку, снимали с помощью дублерши. Она-то и прыгала. А вот на льду лежала сама актриса. Эпизод снимали больше двух часов, за это время руки Екатерины закоченели от холода, а шерстяной платок ее героини примерз к ледяной поверхности так, что его с трудом оторвали.

«Яму» снимали в Москве и Чехове, «Поединок» – в Рязани и Ельце, а «Впотьмах» – в Москве, Питере и Ельце. Сцены, в которых по сценарию снежная зима за окном, выпали на Елец. Морозы стояли нешуточные, но снег за время работы в городе так и не выпал. Поэтому все восемь съемочных дней три грузовика привозили на площадку искусственные снежинки, которые разбрасывали художники-постановщики.

Марина Кузнецова, ООО «Теленеделя» (специально для «ЗН»), фото Первого канала

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter