Как разрешить тревожную ситуацию с гостехосмотром

Техосмотр: вопрос пора решать

В стране проходит спецмероприятие «Гостехосмотр», а тем временем ГАИ сообщает: с начала года в Беларуси выявлено около 200 тысяч транспортных средств, разъезжающих по стране без отметки о прохождении техосмотра. Я думаю, это число было бы куда больше, имейся у ГАИ физическая возможность проверить не 200, а 300 или 500 тысяч машин. Согласитесь, крайне необычное для нашей законопослушной страны явление — массовое игнорирование нормы, которая прямо требует наличия отметки о ТО. Причем в роли несознательных граждан оказались не какие-то антиобщественные элементы, а водители, та часть населения, которая обычно живет строго по закону — Правилам дорожного движения. В чем суть ситуации, когда она возникла и почему до сих пор не разрешилась, а лишь усугубляется?


Может быть, водители вдруг массово превратились в самоубийц, им стало наплевать на собственную безопасность и жизни своих пассажиров? Никак нет, подавляющее большинство машин, запусти их сейчас на диагностическую линию, окажутся абсолютно исправными: водители обычно не жалеют средств на регулярные проверки и ремонт рулевого управления, тормозов, подвески… Только делают это на сторонних станциях, минуя государственные СТО и не получая отметки о прохождении ТО. 

Возможно, дело в том, что тех­осмотр баснословно дорог? Опять нет, 25 — 28 рублей раз в год или два (для машин моложе 10 лет) вряд ли можно считать неподъемной суммой.

«У меня автомобиль полностью исправен, пройти ТО не проблема, очередей на станциях нет, сам техосмотр стоит копейки, — объясняет мой сосед, автолюбитель со стажем. — Только вот билетик для завершения этой процедуры мне не по карману». 

«Билетиком» мой собеседник называет документ с громоздким названием — квитанцию об уплате госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Этот документ, подтверждающий факт оплаты, проверяется как раз сотрудниками УП «Белтехосмотр», без него вы не получите заветный штампик. Для моего соседа размер этой госпошлины составляет 408 рублей. И он не понимает, почему должен оплачивать 24 месяца участия в дорожном движении, когда пользуется автомобилем лишь 4 — 5 месяцев в году, в теплое время.

Водительское сообщество предлагало два способа сделать оплату госпошлины более справедливой и посильной, заодно отвязав ее от процедуры прохождения техосмотра. Во-первых, ввести возможность рассрочки, чтобы платить за пользование дорогами помесячно или поквартально. Во-вторых, и этот вариант кажется наиболее честным, включить госпошлину в стоимость топлива. Сколько фактически ездишь, столько и платишь за участие в дорожном движении.

Надо признать, что немало сумятицы в этот вопрос внесло заявление представителя Правительства в октябре 2018 года. Тогда прозвучало обещание, что госпошлину все-таки отвяжут от техосмотра. Тогда же было сообщено, что «будет восстановлена справедливость» в отношении тех, кто использует автомобиль не круглый год: право на доступ к дорожному движению водители смогут оплачивать через систему ЕРИП на срок от одного месяца. Разумеется, после этих обещаний даже те, кто вот-вот собирался посетить диагностическую линию, решили не спешить. Все начали ожидать исполнения сказанного. Но так и не дождались. А заодно и техосмотр не прошли, потому бюджет недосчитался немалых сумм неоплаченной пошлины. 

Ситуация выглядит абсурдной: по стране разъезжают сотни тысяч потенциально неисправных автомобилей, с которыми трудно что-то сделать, — их водителям выгоднее платить штраф за непрохождение техосмотра, чем оплачивать госпошлину. По большому счету, им надо запретить движение и эвакуировать машины на штрафстоянки. Но в нынешнем положении уже не хватит ни эвакуаторов, ни стоянок… Из этого тупика срочно необходим выход. Тем более что он есть и даже не один. 

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter