«Технология» на пути к былой славе

20 лет назад группа «Технология» выпустила дебютный альбом «Все, что ты хочешь»...

20 лет назад группа "Технология" выпустила дебютный альбом "Все, что ты хочешь". И до встречи с Юрием Айзеншписом коллектив успел наделать шороху в среде меломанов, подкупив их модной в то время техно-музыкой, которую исполнял не хуже импортных звезд. Сотрудничество же со скандальным, жестким, но умелым Айзеншписом превратило просто команду в суперсостав. Однако уже в конце 1992-го альянс прекратил существование, а в 93-м группу покинул и Роман Рябцев - композитор, гитарист и вокалист. Поклонники - в шоке. Затем следует череда трансформаций, и в начале века "технологи" вновь нажали на кнопку и получили результат своего труда - популярность к ним медленно, но верно вернулась, записаны новые песни. Владимир Нечитайло, Роман Рябцев и Матвей Юдов гостят сегодня в «СБ».


Правые и виноватый


- Связываете ли вы уход из группы в этом году двух музыкантов (один из них – Андрей Кохаев, играл еще в первом составе «Технологии») с тем, что они разуверились в ее будущем?
Владимир: Нет. Напротив, коллектив имеет намерение развиваться. После этого события группа выпустила пластинку “Начальник Вселенной”, занявшую достойное место в нашей дискографии. Планов – громадье! Мы работаем над новым материалом. Концертная деятельность не сократилась, и внимание со стороны поклонников не уменьшилось – они с нетерпением ждут новых песен и выступлений.
Роман: Ребята ушли потому, что видение будущего у них с нами - разное. Есть такая столь нелюбимая мною фраза: творческие разногласия. Вспомнилось из истории «Кино»: когда Рыбин покинул (тогда еще) дуэт, одной из страшно веских причин называлась та, что им с Цоем было неудобно репетировать вместе. Один любил играть сидя, другой - стоя. Со стороны уход музыкантов из какой-либо группы воспринимается поклонниками с недоумением и, зачастую, даже трагически. Хотя в действительности правда оказывается банальной и будничной.
- Команда не раз пыталась войти в одну и ту же воду. Какой заплыв был наиболее памятным? Удалось обойтись без проблем и потерь, обрести прежнюю популярность?
Владимир: Я понимаю, что вы имеете в виду как минимум два таких “вхождения”. После ухода Романа в конце 1993 года «Технологии» пришлось, мягко говоря, слегка измениться. Это был первый повторный заплыв, кульминацией которого стал выпуск альбома “Это война”, на мой взгляд, весьма достойного. Добрая половина песен из него лично у меня вызывает уважение. Некоторые и теперь исполняются нами на концертах, а на другие, я полагаю, нам стоит в перспективе обратить внимание, да и публика просит.
Второе “вхождение” в 2003-м, несмотря ни на что, я считаю весьма перспективным - даже по прошествии добрых 8 лет. Роман Рябцев – то, что «Технологии» не хватало в период его отсутствия. Он ушел как раз на пике славы группы, и отнюдь не тогда, когда на ней стоило бы поставить точку. Команда к тому моменту не только не исчерпала внимания к своему творчеству, а, наоборот, публика желала нового и нового. В период, когда Рома был вне ее, реально ощущался некий вакуум. Теперь же былое взаимодополнение вернулось.
Что касается проблем, нет их – нет жизни. Именно в преодолении преград и в муках что-то рождается. Если бы это было не так, то и внимания группа не заслуживала бы - как пустышка, которыми бесконечно полнится эстрада. На прежнюю популярность мы пока лишь только рассчитываем, однако прежнее уважение к себе на себе ощущаем.
Роман: Очевидно, что в одну и ту же воду войти нельзя. В принципе, как мы вошли в бурную реку нашего шоу-бизнеса, так и продолжаем в ней спокойно дрейфовать. Не вылезали на берег ласты посушить. Памятны абсолютно все отрезки заплыва, в каждом периоде были свои плюсы и минусы. С точки зрения внутреннего комфорта и согласия со своими демонами я сейчас себя гораздо лучше чувствую, чем во времена изматывающего «чеса» по городам и весям СССР.
Матвей: Формально «Технология» никогда не прекращала существования.
- Старые сравнения с Depeche Mode остались в прошлом. Я лично всегда удивлялся тому, что вас обвиняли в подражании знаменитой группе. Но можете порассуждать о том, насколько велико было влияние той команды и на советскую музыку, и на ментальность нашей молодежи?
Владимир: Depeche Mode в период основания нашего коллектива являлась, пожалуй, самой культовой группой в Москве (и не только). Ее фанаты именно в 1991-м создали традицию собираться на 9 мая - в день рождения Дэйва Гаана, съезжаясь со всех городов. Внимание к «депешам» с нашей стороны проявилось задолго до того момента. «Технология» была основана на развалинах группы «Биоконструктор», именно она провозгласила приверженность к технократии в своей музыке и текстах. Depeche Mode как нельзя кстати подходил под концепцию такой команды. Однако, это не единственная группа, за творчеством которой следил «Биоконструктор». «Технология» же продолжила сродство с электронными группами, считая электро, синти и индастриал, великолепно вплетенный в такую музыку в тот момент, своей стезей. Ничего удивительного, что тогда наиболее известный представитель среди множества исполнителей - Depeche Mode, был созвучен «Технологии». Но, настаиваю, элементы сходства следует искать не только тут. А на ту советскую музыку влияли не одни «депеша»: Alphaville, Culture Beat, The Communards, Kraftwerk, a-ha, Camouflage, Art of Noise. Все они составляли волну, частью которой считали себя и мы. Именно она оказалась созвучной той волне, на которой выросла впоследствии все ди-джейство 90-х. Эта массовая культура продолжает развиваться и по сей день. Электро, синти теперь четко вплетены в современную музыку, и даже попса немыслима без них.
Роман: А я бы не сказал, что было какое-то влияние Depeche Mode вообще. Вот «Кино» - да, «Гражданская оборона» - тоже. А какое влияние может оказать группа, поющая на другом языке? Только на моду в одежде, пожалуй. На самом деле «депешей» (да и вообще западную музыку) больше слушали и ценили в столичных и крупных городах СССР, стоило отъехать на 200 километров от Москвы, репертуар дискотек радикально менялся в сторону отечественной продукции. Но кто уж повлиял на советскую музыку, так Дитер Болен. До сих пор чувствуется.
- Есть обязательный вопрос, который вам задают всегда, формулируя его по-разному. Я спрошу так: что положительного и отрицательного дала работа с Юрием Айзеншписом?
Владимир: Рома в интервью для калининградского телевидения замечательно раскрыл эту тему. Хотелось бы, чтобы он повторил свою взвешенную речь.
Роман: Положительного - пиар и раскрутка. Отрицательного… Мы ушли от Айзеншписа по причине его финансовой нечистоплотности и невыполнения обязательств по контракту.
Матвей: Но вклад Айзеншписа в так называемый отечественный шоу-бизнес трудно переоценить. Сейчас бы его назвали эффективным менеджером.
- Давайте развеем пару мифов, связанных с вами? Правда, что вы не любите рок-музыкантов? И верно ли, что «Технологию» с Айзеншписом судила – кто прав из вас, кто нет, – некая преступная группировка?
Владимир: За что же не любить рок-музыкантов? Каждый реализует себя по-своему. Однако в конце 80-х было засилье тяжелых направлений рока. Тем не менее, я испытываю огромное уважение к рок-музыке, рок-н-роллу, блюзу. А в финальный момент сотрудничества с Айзеншписом он привлек к разруливанию конфликта между нами свою криминальную «крышу», которая часто была рядом с ним. Забил нам «стрелку», и мы пришли на нее, вооружившись листком бумаги - на нем в более чем десятке пунктов прописали все претензии, в том числе финансовые. “Где деньги, Юра?” - таков был наиболее важный вопрос. Когда в присутствии “третейских судей” мы все пункты озвучили, Айзеншпис не смог оправдаться ни по одному из них. “Братки” сказали ему: «Юра, ты не прав». Тут же решили, что он нам должен. Мы согласились на «Камаз» мерчандайза (продукция, в данном случае имеющая отношение к «Технологии». – О.К.), и на том разошлись.
- Роман, уйдя из группы 18 лет назад, вы, как сольный исполнитель и аранжировщик были на виду. Что сегодня вас может заставить вновь покинуть команду?
- Я не вижу причины, по которой могу это сделать. Одному работать труднее, в команде - легче. Да и несолидно уже как-то разбегаться снова - народ не поймет.
- Владимир, вы - основной певец группы, и среди других музыкантов (старых, приходящих-уходящих), как мне кажется, - самый преданный ее участник. Чем для вас является «Технология», что в ней находите такого сакрального для себя?
- Я не считаю себя основным. «Технология» - сочетание двух солистов: Романа и меня. Во всех совместных альбомах мы с ним поем в тандеме. А группа для меня - идея, которой можно посвятить всю жизнь. Как фантастика или фэнтези захватывает человека, так и я увлечен миром, сформированным «Технологией». Я живу ей, как можно жить до конца не прочитанной книгой.
- Матвей, можете дать немузыкальные характеристики вашим коллегам?
- Владимир - добрый и целеустремленный. Роман - позитивный и креативный.


Являются частью Вселенной


- Недавно у вас вышел макси-сингл «Начальник Вселенной», максимально состоящий из ремиксов. Многие артисты сомневаются, а имеет ли смысл сегодня выпускать пластинку, ведь не окупятся затраты на нее, все равно на следующий день после выхода (а то и до него) объявится в сети, откуда ее скачают? Не лучше ли сразу публиковать песни в интернете и каким-то образом получать деньги? А вы не просто диск издали, а сингл? Зачем?
Владимир: Диск - материал, ставящий точку на определенном шаге творческого пути. Веха, имеющая дату и определенную историю. Пластинки можно подержать в руках, их коллекционируют, дарят. И даже если формат издания будет не CD, а, скажем, флешка в коробке с буклетом, все равно, считаю, стоит выпускать материал таким способом. Чтобы он не затерялся в дебрях интернета, как написанная кем-то и быстро забытая фраза в блоге. И уж коль работа все равно окажется в «паутине», не следует отказываться от ее издания хотя бы еще и потому, что она - концентрат, источник, исходник, где все вещи расположены в продуманном порядке. Светило, которое излучает. Его лучики – отдельные композиции, можно увидеть или услышать впоследствии в интернете, по радио, и есть возможность задаться вопросом - откуда же тот или иной фотон?
Обладатель макси-сингла сможет открыть для себя течения и стили текущего момента, выбрать одну-две версии песни. Все подобные релизы группы отличаются разнообразием и сюрпризами. Это именно материальные носители – артефакты, которые должны найти и расшифровать археологи далекого будущего. Берестяные грамоты нашего века.
Роман: Пока что у нас заработок музыкантов на легальных скачиваниях их творчества стремится к нулю, любовь к халяве неискоренима. Но очень многие люди хотят купить именно диск, который можно на полочку поставить. Да и на MP-3-файле не возьмешь автограф у артиста. Выпуск макси-синглов - уже своего рода наша визитная карточка. В 1992 году «Технология» стала первой группой в России, издавшей альбом ремиксов («Мне не нужна информация»). Все вокруг тоже недоумевали: ну кто будет покупать те же самые песни, что уже выходили? Но мы всегда делали то, что нравится нам, а не то, что советуют окружающие. И оказались в итоге правы - альбом «пошел» хорошо. Так и с нынешними синглами. Может, с чьей-то точки зрения их выпуск и неоправдан, но нам это интересно с творческой точки зрения.
- Роман, в вашей биографии много удивительных музыкальных встреч. Однажды, к примеру, познакомились с группой «Подъем!», под песню этого коллектива - «Белые кораблики», которую вы доводили до кондиции, сошел с ума весь бывший Союз.
- То был проект моего знакомого музыканта Сергея Сорокина - его я знаю аж с 1986 года. Он меня попросил поработать саундпродюсером, я согласился: ничего личного - просто бизнес. Я много самой разной музыки делал в качестве аранжировщика или ремикшера: «Кар-мэн», Лика Стар, Наталья Ветлицкая, Саша Айвазов, t.A.T.u., Диана Гурцкая, Дмитрий Маликов, «Руки вверх!», Кай Метов, Света Разина.
- Один из ваших хитов, который пережил и переживет многочисленные музыкальные поделки, претендующие на вечность, носит название «Странные танцы». Что для вас сегодня является странным в современной музыке?
Владимир: Странно, что время не рождает новых романтиков.
Роман: Странного для меня ничего нет, я же все-таки понимаю, как и что делается. Есть то, что не нравится, чего недопонимаю. Некоторые направления для меня абсолютно чужды. Но время все расставит на свои места: что-то забудется в следующем сезоне, а что-то станет нетленкой. Впрочем, так было всегда.
Матвей: «Современная музыка» - очень общее понятие. Одно дело - проплаченные хит-парады дециметровых каналов, другое - действительно новаторские и заслуживающие внимания коллективы. Средства производства сильно подешевели, музыки в целом стало гораздо больше и все сложнее найти что-то действительно стоящее.
- В Минске вы снимались в программе «Звездный ринг» и в ней вас озадачили вопросом - продолжают ли участники группы злоупотреблять спиртным столь же сильно, как когда-то?
Владимир: Мы никогда не отличались злоупотреблением чего бы то ни было. А в период, когда начиналась «Технология», например, Рома был вообще девственен насчет алкоголя. И теперь может гордиться тем, что исключил его из круга своего общения. Лично я являюсь обыкновенным потребителем спиртного, считая себя ничем не отличающимся от добропорядочных граждан. И в застолье не прочь пригубить, и лицом в салат не упаду, и на скандалы не тянет. Словом, «Технология» – за пределами алкогольных скандалов.
Роман: Меня сложно озадачить. Выпивал я не больше и не меньше своих коллег по цеху. Как говорится у нас - без бокала нет вокала. Творчеству алкоголь не мешал никогда: сочиняются песни или не сочиняются - совершенно от других обстоятельств зависит. И уж тем более, никаких громких падений по причине спиртосодержащих жидкостей у меня не было. В интернете растиражировали давно какой-то пасквиль про то, что, уйдя в 93-м из «Технологии», я якобы впал в жуткую депрессию, запил, кончились деньги, пришлось продать гитару. Дикий бред, ничем не подтвержденный: достаточно посмотреть на мою дискографию тех лет. Тем не менее, летом прошлого года я перестал употреблять алкоголь. Совсем. Просто решил - хватит.
- Роман, а чем вам так нравятся фильмы про Джеймса Бонда?
- Мне нравятся книги Яна Флеминга об агенте 007. Фильмы я увидел гораздо позже того, как прочитал полное собрание сочинений о Бонде. И, как это обычно бывает, общего между книгами и их экранизациями оказалось не так уж и много. Картины мне нравятся в основном классические - с Шоном Коннери в главной роли. Меня в них просто завораживает неповторимая атмосфера шестидесятых. Мое любимое время, сам уж не знаю, почему. Свобода, Beatles, рок-н-ролл, make love, not war и прочее. А уж автодизайн 50-60-х - моя икона, могу часами рассматривать автомобили тех лет. Ну а Джеймс Бонд знал толк в хороших машинах, так что… все со мной понятно!
- Если бы у вас под рукой была волшебная кнопка, то, нажав на нее, какое загадали желание для исполнения?
- Много волшебных кнопок!
Владимир: Дайте же мне эту кнопку! Тогда об исполнении моих желаний непременно читайте эксклюзив на страницах “Советской Белоруссии” каждый день, и, конечно же, в разделе светской хроники!
Матвей: Я бы хотел познакомиться с Даниилом Хармсом и Домиником Ропийоном (знаменитый парфюмер. – О.К.).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter