Покровский мост в Полоцке, построенный в рекордные сроки, по достоинству оценили горожане

Технологии, соединяющие берега

На центральных улицах Полоцка долгожданное затишье. И хотя город, на первый взгляд, по-прежнему плотно заполнен вереницами автомобилей, местные водители утверждают: по сравнению с последними месяцами такой поток — ничто. Ведь еще вчера здесь наблюдался настоящий транспортный коллапс. И все это из-за моста, закрытие которого год назад практически разделило город Полоцк на две части. Теперь перестроенная заново переправа вступила в строй. Примечательно, что вместо как минимум двухлетнего срока возведения (с учетом всех непредвиденных трудностей) строители уложились вдвое быстрее. На днях здесь состоялась торжественная церемония открытия движения. И заодно — именины. Полоцкий мост впервые в своей истории официально получил имя собственное — Покровский. Журналистка «Р» побывали на мосту в первые дни его работы.

Сегодня Покровский мост радует глаз горожан.

 Подальше от пробок

…Полочанка Мария Свитина, которую встречаем на переправе, не может нарадоваться. Признается: путешествовать по мосту стала еще задолго до его официального открытия. Трудно было удержаться от соблазна, как, кстати, и другим жителям города. Строители на это самовольство закрывали глаза: на завершающем этапе редкие пешеходы не мешали работам по благоустройству. Мария Павловна объясняет:

— Дочка живет в одной части улицы Юбилейной, а я — в другой. Между нами река. По мосту 5 минут ходу, а вокруг минут 40 ехать. Я за маленькой внучкой присматриваю. Поэтому целый год приходилось вставать спозаранку, чтобы успеть отпустить родителей на работу. Теперь же все проблемы позади. Спасибо строителям!

Слова благодарности властям и мостостроителям просят передать и молодожены Ирина и Сергей Литвяковы. Они ежедневно ездят на противоположный берег не только на учебу в университет, но и на занятия в спортклуб.

Почему жители города и транзитные путешественники так сильно ждали этого моста? Потому что он жизненно необходим транспортной инфраструктуре города. Да, местные органы власти предварительно сделали все возможное, чтобы снизить градус неудобства.

В городе была реализована в этом направлении целая программа мероприятий. Пришлось полностью перестроить работу городского общественного транспорта. Для этого даже организовали дополнительную остановку поездов — чтобы пригородными дизелями тоже можно было по прямой добираться в центр. Серьезное перераспределение транспортных потоков отчасти снизило нагрузку на центральные улицы, но она все равно оставалась очень высокой. В приоритете оказался общественный транспорт — для автобусов и маршруток выделили отдельную полосу. Тем не менее это не избавило город от пробок. Основная нагрузка пришлась на мост в микрорайоне «Аэродром» — тут интенсивность транспортного потока увеличилась как минимум в четыре раза. Так же как и по некоторым центральным улицам города.

 Рекордные сроки

Объект не назовешь простым: мост, построенный до войны, был признан аварийным еще в 2013–2014 годах. Именно тогда специалисты провели его тщательное обследование и вынесли категорическое резюме. Самое опасное — на мосту были обнаружены прогибы балочных конструкций. Пришлось в срочном порядке вводить ограничения, чтобы продлить сроки эксплуатации. Ведь на капитальный ремонт требовались солидные средства, которые в одно мгновение не найдешь. Немало времени нужно было и на разработку проекта. Первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко рассказывает:

— Во время обновления переправы пришлось столкнуться с рядом трудностей. Так как без демонтажа тяжеловесной конструкции специалистам было трудно оценить состояние всех несущих элементов, изначально мы настраивались на то, что большая часть их находится в хорошем состоянии. В итоге вместо капитального ремонта мост полностью реконструирован. По сути, это совершенно новое сооружение. От старой переправы остались только опоры — они хорошо сохранились и были подвергнуты лишь защитно-косметическим операциям. Таким образом, вместо планируемых изначально 12 миллионов рублей на реализацию проекта затрачено 33 миллиона.

Генподрядчиком стратегически важного объекта стало специализированное предприятие ОАО «Мостострой». Чтобы побыстрее справиться с задачей, избавить полочан и транзитных гостей города от неудобств, связанных с довольно протяженным по километражу и временным затратам объездом, рабочие трудились круглосуточно. В ночное время с прожекторами.

В итоге выполнен огромный фронт работ. Только на обустройство насыпных островов для техники и подъемных механизмов пришлось завезти в русло Двины более 54 тысяч кубометров песка. Со старого моста было снято около 600 тонн отживших свое металлоконструкций (удалены два железных и четыре бетонных пролета) и смонтировано 1100 тонн новых.

Некоторое время работы под мостом будут продолжаться — мостостроителям предстоит снести временные сооружения, убрать насыпные острова и вернуть Двину в прежнее русло. 

Оригинальные решения

Но все трудности позади. Сегодня новый мост радует глаз. Он стал шире на пять метров. Для пешеходов оборудованы два тротуара — шириной в полтора и четыре с половиной метра. Ноу-хау — это первый мост в стране, на котором есть удобная велодорожка для любителей активного образа жизни. Мост стал выше — препятствий для движения по нему крупногабаритной техники, как раньше, уже не будет. Все сделано с перспективой. В том числе и по судоходству на этом участке реки.

…Сейчас над Двиной течет нескончаемый ручеек автомобилей и автобусов. Внизу все еще остаются временные леса, платформы и строительная техника. Работы под мостом будут еще продолжаться — мостостроителям предстоит снести временные со­оружения, убрать насыпные острова и вернуть Двину в прежнее русло. Интересно, что на время работ ширина реки была искусственно заужена примерно на 25 метров.

Историческим назвал этот проект председатель Витебского обл­исполкома Николай Шерстнёв. Он отметил главное:

 — Никто не думал, что за год можно возвести такое сооружение. Без помощи Главы государства было не обойтись. Благодаря указу Президента, которым было разрешено параллельное проектирование и строительство стратегически важного объекта, мост не только стал украшением города, но избавил полочан от множества проблем. Его рекордный по срокам ввод в строй поспособствует дальнейшему развитию экономики региона.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter