Как информационные манипуляции приводят к реальным финансовым потерям

Технологии худого кошелька

В последнее время коллективный Запад активно использует тактику обвала денежных систем других государств, стремясь установить тотальный контроль над экономическим поведением населения. И те, кто поддается эмоциональным порывам, теряют свои сбережения.


Вклады идут в рост

Современное психовоздействие меняет привычное экономическое поведение населения. Люди всегда склонны накапливать денежные средства, открывать депозиты в банках. Однако под воздействием алармистской информации рациональное поведение меняется на спонтанные и эмоциональные решения: резкое снятие депозитов, покупку валюты, бегство за границу и т.д. Именно такого рода необдуманные действия ведут к прямым убыткам и потерям, уверен аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Деструктивные каналы периодически призывают к не­разумному поведению, а цель очевидна — раскачать финансовые институты.

Основная цель тех, кто призывает к резким движениям, — не спасти сбережения граждан, а наоборот, создать такие условия, чтобы разрушить финструктуру страны. Кому-то очень хочется, чтобы государство было не в состоянии выполнять социальные обязательства. Такие поползновения обусловлены исключительно желанием навредить, а не позаботиться о сбережениях. Наши люди в этом уже весьма неплохо разбираются. В первом квартале текущего года отмечен рост вкладов в белорусских рублях на 3,8 %. Такая динамика обусловлена высокой доходностью и указывает на сохранение доверия населения к своему рублю и нашей банковской системе.

Горе от ума

Другой аспект — поведение на валютном рынке. Так, в феврале на фоне нагнетания Западом истерии вокруг Украины отмечался некоторый рост объема покупки валюты. Мероприятие оказалось далеко не самым выгодным. Доллары граждане брали по высокому курсу — на 30 % выше уровня начала года. Все, кто успел «нахвататься» валюты, явно ожидали девальвационного скачка. Напрасно. Валютные эксперименты принесли лишь убытки. С марта по май доллар в Беларуси сильно подешевел. А по итогам апреля темп падения курса доллара в месячном значении оказался рекордным за более чем 20 лет — 10,6 %. На фоне резкого укрепления белорусского руб­ля началось массовое избавление от долларов со стороны населения и юридических лиц. Чистая продажа физлицами в марте составила 244 миллиона долларов, а в апреле всеми участниками рынка было продано 386 миллионов долларов, что стало одним из наилучших положительных сальдо валютного рынка за много лет, считает Алексей Авдонин.

Мейнстрим неумолим

Покупка зеленых на пике и продажа на падении — провальная стратегия. Во многих случаях такие ошибки были сделаны из-за явно завышенного доверия к американским дензнакам. В то же время все больше стран отказывается от них в качестве резервной валюты. Так, согласно данным МВФ, с начала XXI века доля резервов центральных банков в долларах США снизилась на 12 %. Переход России в расчетах за энергоресурсы на российские рубли окончательно подтолкнул баксы в пропасть и одновременно стабилизировал наши рубли, считает эксперт.

Рубль достоин доверия

Действительно, динамика последних лет показывает, что наша валюта достаточно крепкая. Если проанализировать прошедший год, то очевидно, что рубль постоянно укреплялся до кризисных явлений. Наша экономика имеет сложную и эффективную организацию. Если рассматривать структуру товаров и услуг, которые мы экспортируем, то в большей части это не сырье — преобладают высокотехнологичные продукты. И это итог белорусской политики — мы сохранили и развили оставшийся от советских времен потенциал и не превратились в сырьевой придаток. Страна производит реальные товары и продает их с высокой добавленной стоимостью. Более того, стоит отметить своевременные меры, которые принимают наши органы монетарного регулирования — в кризисных ситуациях, вызванных внешними воздействиями, они предотвращают падение белорусского руб­ля и удерживают его в запланированном коридоре. Безусловно, санкционное давление и общемировые тенденции сказываются на нашей экономике, но не настолько, чтобы можно было говорить о резких перепадах. Запас прочности достаточный.

Белорусский рубль привязан к корзине валют, основную часть которой составляет российский рубль. Плюс евро и доллар. Здесь поле дня маневра достаточное, чтобы видеть в наших деньгах не только инструмент расчетов, но и эффективное средство сохранения сбережений.

Не поддаваться на провокации

В таких случаях итог один — у банков может не остаться средств, которые обеспечивают их нормальную работу в части обслуживания отношений между субъектами экономики. Дальше — череда неуплат по расчетам между предприятиями, которые перейдут в эффект домино, когда неуплата одними компаниями приведет к неуплате другими, по цепочке. Этим и пользуются западные кукловоды. Расчет на то, что упадет предложение товаров на рынке и это вызовет рост цен. При дефиците денег центральный банк будет вынужден предоставить финсектору дополнительные средства. Итог — уровень производства не растет или даже сокращается, а денежная масса в стране возрастает и обесценивается — это путь к инфляции. Все это мы уже проходили в начале 90-х прошлого века. И именно к такому сценарию стараются подтолкнуть проплаченные псевдоэксперты.

Роман Головченко, Премьер-министр:

— По итогам первого квартала 2022 года доля расчетов в долларах во внешней торговле Беларуси снизилась на 5 %. А в рамках ЕАЭС (это наши основные торговые партнеры) эта доля еще меньше. Есть программа дедолларизации, совместных действий Нацбанка и Правительства Беларуси. Со временем она приобретет еще большую актуальность. Мы уверенно движемся этим курсом, тем более он лежит, как говорится, в мейнстриме развития мировой экономической модели, связанном с отказом от доллара как единственного средства платежей.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter