Технологии будущего уже работают

3-я Международная конференция «Инновационные информационные технологии» в Праге еще раз доказала, что, несмотря на сложную политическую обстановку, ученые со всего мира готовы обмениваться идеями, развивать новые технологии и продолжать двигать прогресс сообща

3-я Международная конференция «Инновационные информационные технологии» в Праге еще раз доказала, что, несмотря на сложную политическую обстановку, ученые со всего мира готовы обмениваться идеями, развивать новые технологии и продолжать двигать прогресс сообща

Презентации и доклады участников на конференции были посвящены инновационным информационным технологиям в сфере образования, науки, промышленности и в социальной сфере. Информационные технологии сегодня – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных. В современном мире трудно найти некомпьютеризированную сферу деятельности, обходящуюся без информационных технологий. В рамках конференции звучали доклады о том, как подобные технологии помогают победить рак, улучшить экологию, влияют на эффективность предприятий, экономик целых государств и просто сильно меняют наш быт.

С развитием технологий сотни профессий исчезают, им на смену приходит целый ряд новых. Превыше всего в обществе будущего будет цениться мобильность – возможность выполнять работу в любой точке мира, максимально эффективно использовать новейшие гаджеты, а также умение самостоятельно повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни. Образование в информационном обществе станет ключевым ресурсом, считают участники. При этом качественное образование можно будет получить, не выходя из дома.

– В ближайшем будущем из системы высшего образования уйдут массовые лекции, которые переписываются из конспекта преподавателя в конспект студента. Другое дело – хороший преподаватель. Когда вы приходите в институт, вам дают конкретного преподавателя. Когда вы приходите на онлайн-курсы, вы можете выбрать из лучших. Поэтому наш вуз готовит онлайн-курсы, вместо того чтобы сосредотачиваться на чтении лекций для конкретных студентов, – рассказывает Денис Королев, доцент МИЭМ НИУ ВШЭ.

Его коллега, доцент ВШЭ Вадим Шагин в рамках конференции представил проект «ЯНУС» («Я научусь учиться сам»). «ЯНУС» – облачная программа-репетитор, помогающая освоить такие дисциплины, как элементарная математика, теория вероятности, математическая статистика и – по заказу Минфина – финансовая грамотность.

– Программа не просто говорит: «Ты решаешь правильно» или «Неправильно», «Ответ такой-то», она сама обучается на своем ученике, определяя его сильные и слабые места, – рассказывает разработчик программы Вадим Шагин. – Янус у нас двуликий, поэтому она настроена и на ученика, и на преподавателя. Преподаватель в любой момент может войти в систему и посмотреть, когда ученик в последний раз решал задания и с каким результатом. Каждая задача – это программа. И она генерируется многократно. В задачниках на одну тему – 10 заданий, а здесь – тысячи.

Социальные сети, доступный интернет с его насыщенным информационным потоком уже сильно изменили сознание молодежи, но система образования в России не спешит меняться, считает Денис Королев:

– Я как-то видел, как дети учатся в школе в Индии, – там одна книжка на всю группу. В наших вузах сегодня похожая система. Приходя домой, студенты попадают в очень насыщенную информационную среду, на следующий день им сложно попасть в бедную информационную среду вуза. Сегодня нужно говорить со студентами только на их языке, на языке новых информационных технологий.

В Праге, центре Европы, понимаешь, как изменилось наше общество за последнее десятилетие. Перемещение на машине по центру с его узкими улочками и односторонним движением кажется невозможным без помощи навигационной системы, уже трудно найти место в центре без собственной сети WI-FI, в продуктовых магазинах работают кассы самообслуживания, а в некоторых ресторанах посетителям приносят интерактивное меню на Ipad. А еще после общения с местными жителями создается впечатление, что здесь все от мала до велика умеют пользоваться разнообразными гаджетами и являются обладателями профилей в социальных сетях.

Вероника Ярных, советник руководителя Российского агентства развития информационного общества (РАРИО) по организационным коммуникациям и корпоративным программам, в рамках своего мастер-класса, представленного на конференции в Праге, отметила, что информационное общество полностью поменяло характер коммуникации:

– Уходит коммуникация лицом к лицу, длительное общение, посиделки. Мир стал быстрее. Мы стали быстрее изменяться, развиваться, быстрее делать карьеру, мы стали быстрее читать и писать. Но, с другой стороны, мы получили массу минусов: тот объем информации, который на нас обрушивается, вызывает то, что компьютерщики называют «переполнением входного буфера». Мы не в состоянии эту информацию ни осознать, ни проанализировать, ни, соответственно, после этого использовать. Время идет, мы должны понимать, что информационное общество будет развиваться дальше, на нас будет обрушиваться еще более плотный поток информации.

Вероника Ярных считает, что данное мероприятие стало именно таким своего рода информационным фильтром:

– Главная задача подобных мероприятий – обсуждение научных идей, идей как таковых, поиск истины, которая должна родиться в споре.

Конференция, по замыслу организаторов, должна помочь ученым и специалистам со всего мира установить новые и укрепить состоявшиеся связи, сформировать межгосударственные научные коллективы для эффективного ведения инновационных проектов. Как заметил профессор ВШЭ Борис Львов, на конференции, организованной российской стороной в центре Европы, собрались участники со всего мира, и здесь всех ждал хороший и теплый прием:

– Наша конференция демонстрирует: политика меняет направления, а наука всегда движется вперед.

 СПРАВКА «СВ»

Международная конференция «Инновационные информационные технологии» проводится третий раз в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) и Россотрудничеством при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Российской академии наук, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и средств массовых коммуникаций России. Для участия в работе конференции в Прагу прибыло более 120 ученых, специалистов и представителей деловых кругов из Австрии, США, Норвегии, Австралии, Чешской Республики, а также из разных уголков России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter