Колоссальное внешнее давление, которому Беларусь подверглась в прошлом году, по задумке коллективного Запада должно было привести к коллапсу экономики, в частности промышленности. Негативные прогнозы зарубежных экспертов не сбылись. Обвала не произошло. Страна справилась с вызовами и дискриминационными мерами. В этой части значительную роль сыграла интенсификация белорусско-российских торгово-экономических отношений, особенно в сфере промышленности.Пространство для дальнейшего развития создают 28 отраслевых программ, утвержденных в конце 2021 года Высшим госсоветом Союзного государства. Однако, несмотря на принципиальную важность программ, итоги полутора лет, прошедших с момента их утверждения, неоднозначны. На начало 2023 года из 989 мероприятий выполнено только 671, в том числе полностью реализованы лишь семь программ. Значит, необходимо ускориться.

Только несколько потенциальных примеров для такого сотрудничества. В Российской Федерации завершен первый раунд экспертного обсуждения проекта Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года. Акцент сделан на создание в России собственных линеек новых системообразующих продуктов. Участие белорусских профильных ведомств, а возможно, и системообразующих белорусских предприятий, причем уже на этапе формирования ключевых проектов и технических требований к ним, не только соответствует текущему уровню взаимодействия между двумя странами, но и позволит более эффективно использовать имеющиеся финансовые и иные ресурсы.
Российский премьер Михаил Мишустин 29 декабря 2022 года подписал обновленную Стратегию развития российского автопрома до 2035-го, сфокусированную на создании фундамента отрасли — производстве отечественных аналогов материалов и компонентов. В рамках стратегии планируется выделить до 300 миллиардов рублей из федерального бюджета в 2023—2025 годах для ускорения локализации указанных компонентов и 26 миллиардов ежегодно — для стимулирования спроса на продукцию российского автопрома.
В стратегию внесено несколько новых принципиальных новелл. В частности, вместо поддержки сборочных производств и теоретического поощрения локализации приоритет отдан созданию основы основ автоиндустрии — подотрасли материалов и компонентов. А в риторике документа появилось понятие «высоколокализованный автомобиль» — то есть минимум на 80 процентов. Понятие «технологический суверенитет» пришло на смену «импортозамещению». Средний уровень локализации автомобилей российского производства (включая «промсборку») намечено нарастить с нынешних 43 до 65 процентов в 2026-м.
Стратегия развития предусматривает и создание производства систем безопасности, дизельных двигателей, полупроводников. Планируется к 2026 году самостоятельно изготавливать до 90 процентов комплектующих, а к 2035 году нарастить продажи отечественных автомобилей вдвое и сократить количество иномарок на рынке до 17 процентов.
В свою очередь, доля рынка, принадлежащая «нашим», должна вырасти с 35 процентов в прошлом году до 68 — в 2026-м и 81 — 2030-м. И в этой части перед белорусскими профильными ведомствами стоит незамедлительная задача сделать трактовку «наши» как для российских, так и белорусских производителей, причем на равных условиях.
Так что надо всем засучить рукава и незамедлительно приступить к реализации совместных проектов, которые позволят не только обеспечить реальный технологический суверенитет наших стран, но и выйти на новый конкурентный уровень и белорусским, и российским производителям.
Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»