Байнев: Беларусь поступила мудро, сохранив компетенции в микроэлектронике и станкостроении

Технологический ответ на санкции

Несмотря на все оказываемое на страну санкционное давление со стороны коллективного Запада, белорусская экономика выстояла и продолжает успешно работать. Об этом лучше всего свидетельствуют итоги социально-экономического развития страны в первом полугодии. Безусловно, внешние условия для работы экономики существенно ухудшились, так как введенные ограничения в отношении Беларуси со стороны ряда стран касаются всех этапов экспорта от доставки товара до получения выручки. Чтобы заместить выпавшие из-за санкций доходы, принят комплекс мер для наращивания производства и экспорта в других отраслях. Дополнительное производство конкретных товаров даст прирост валового выпуска и обеспечит дополнительное поступление выручки. Важно, что крупные предприятия работают стабильно, их финансовые результаты улучшаются. 

Выручка продолжает расти с темпами выше, чем себестоимость. Рентабельность продаж — на максимуме за десять лет. Во многом благодаря этому чистая прибыль, которую предприятия могут направить на увеличение «оборотки» или в резервы, продолжает прирастать. Снижается долговая нагрузка. Доктор экономических наук Валерий Байнев заверяет: все это стало возможным благодаря сохранению технологического потенциала страны и соответствующих компетенций.

Станкостроение — базовая отрасль машиностроения, занимающаяся производством широчайшего спектра машин для обработки различных материалов.

Стратегический задел

Если в целом говорить про санкции, то наша страна с осени 1997 года начала ощущать их на себе. Причем как со стороны США, так и европейских стран. При этом некоторые государства десятилетиями живут в условиях различных ограничений. И тем не менее достаточно успешно ведут свою экономическую деятельность, благосостояние их граждан на хорошем уровне. Залог успеха — развитая промышленность. 

Не секрет, что в непростых ситуациях люди начинают остро ценить не диктуемые модными трендами и престижем эфемерные услуги, а по-настоящему нужные им в повседневной жизни реальные экономические блага: продукты питания, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, жилище, удобрения, тракторы, автомобили, троллейбусы и так далее. Поэтому дальнейшее стимулирование отечественного промышленного производства — действенный рецепт против санкций и прочих козней, чинимых западными странами, отмечает Валерий Байнев. Он говорит:

— В хорошем смысле слова поражаюсь предвидению белорусского руководства, которое в условиях общей деиндустриализации постсоветского пространства сохранило реальный сектор экономики. Причем высокотехнологичный. В 1990-е годы была иллюзия, что мы вольемся в мировую систему разделения труда и каждый станет заниматься тем, что у него лучше всего получается, будем обмениваться технологиями. Западные политики надеялись, что мы сознательно угробим свою промышленность и высокотехнологичный сектор, попав в прямую зависимость от них.


Кстати, еще в 1999-м Збигнев Бжезинский в своей известной книге «Великая шахматная доска» прямо написал о необходимости создания иллюзии стратегического партнерства со стороны Запада, чтобы постсоветские страны клюнули на это. А после — технологическое эмбарго, санкции и гибель империи. 

— Благо наше мудрое руководство эти планы раскусило, и не только не забросило, но и активно развивало промышленность, — продолжает Валерий Байнев. — Сохранена микроэлектроника и производство оборудования для выпуска микроэлектронных устройств. Многие могут сказать, что оно отстает от мировых лидеров. Но, по сути, какая разница, какого размера блок управления в самолете — с пачку сигарет или с три. Важно, что он есть и мы ни от кого не зависим. В этом смысле определенный задел был сохранен и не утрачены компетенции производства. В Беларуси действует мощная материально-техническая база, мы сохранили промышленные предприятия. Бренд «Сделано в Беларуси» узнаваем. Мы являемся технологически развитой державой. Конечно, не можем равняться с той же Японией, Германией и Китаем. Из 200 стран в мире 150 в принципе не могут создать автомобиль. А мы входим в линейку тех, кто обладает такими компетенциями. 

Приоритеты на завтра

Объективности ради отметим, что сегодня просто говорить о развитии индустриализации мало. Надо выделить еще подприоритеты. И в условиях глобальных санкций на первое место выходит микроэлектроника. Наша страна сохранила соответствующие производственные мощности, и мы можем выпускать микросхемы. И вместе с Россией должны наладить производство микрочипов и микросхем, которые будем использовать для производства электроники. Второй приоритет, по мнению Валерия Байнева, — станкостроение: 

— Без станков невозможно ничего произвести. Например, для пошива пиджака нужна швейная машина, а для того чтобы сделать швейную машину, необходим станок. Так вот, не будет станков — не будет и пиджаков. Станки нужны и для производства комбайнов, которые убирают зерно. И такую цепочку можно продолжать бесконечно. И тут также надо работать в связке с Россией. Еще необходимо уделять большое внимание и машиностроению. Та экономика развивается, которая насыщена современной техникой. Поэтому производство техники должно быть главным приоритетом, а не малый бизнес. Последний не способен произвести микросхему и станки. Вот почему главная цель — крупные индустриально-промышленные предприятия и комплексы, которые будут обеспечивать нам фундаментальное развитие. 

В Беларуси сохранены микроэлектроника и производство оборудования для выпуска микроэлектронных устройств.

Новая планка развития

Эксперты отмечают, что геополитический контекст развернутой против Беларуси гиб­ридной войны, элементом которой, собственно, и выступает санкционное давление, всецело связан с экономикой. Ничего с этим не поделаешь, еще с советских времен нам хорошо известно: экономический базис первичен, а все прочее идет следом. 

Валерий Байнев поясняет:

— Дело в том, что сегодня прямо на наших глазах в мировой экономике, если воспользоваться принятой в западных странах терминологией, свершается, ни много ни мало, четвертая индустриальная революция. Следует пояснить, что западная стратегия Industry 4.0 в терминах, принятых у нас в Беларуси и других странах ЕАЭС, есть не что иное, как переход к шестому технологическому укладу, связанному с интеллектуализацией техносферы. Как известно, первая, вторая и третья промышленные революции были вызваны, если говорить упрощенно, появлением паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и электротехники с электроникой. К сожалению, каждая такая революция приводила к тому, что одни страны опережали в технико-технологическом плане других своих соперников. Именно поэтому мы должны повышать уровень технологичности белорусской экономики и заявить это в качестве одного из основных приоритетов развития. Мы активно занялись вопросом импортозамещения. Это правильно. Но замена импортных радиоламп на отечественные — это не тот уровень, который нам нужен в современных условиях. Как видим, Запад свои карты раскрыл. Санкции зашкаливают, информационная и идеологическая войны идут достаточно давно, и параллельно — технологическое противостояние. Запад рассчитывает, что отлучит нас от высоких технологий. И, по их расчетам, у нас начнет выходить из строя технологическое оборудование, уровень технологичности упадет, будет подорвана экономическая безопасность, и нас голыми руками возьмут. 

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter