На республиканском селекторном совещании по вопросам уборки урожая Президент поставил перед аграриями четкую задачу: взять с полей не меньше 9,5 миллиона тонн рапса, кукурузы на зерно, колосовых, гречихи и проса. Чтобы выполнить задачу, а она абсолютно реальна, от механизаторов, агрономов и руководителей хозяйств требуется не только добросовестный труд, но и соблюдение производственной дисциплины. В последнем работникам сельхозпредприятий в некотором смысле помогает милиция, которой поручено обеспечивать порядок во время жатвы. Корреспондент sb.by посмотрел, как сотрудники УВД Минского облисполкома делают свою работу в Червенском районе.
Отправляемся в филиал СХК «Великополье» ГП «Минсктранс». Несколько недель назад здесь с проверкой уже были сотрудники местного РОВД, поэтому наша главная задача — посмотреть, как исправляются недочеты, и проверить, не появились ли новые. Вместе со старшим инспектором управления охраны правопорядка и профилактики майором милиции Инессой Гринкевич осматриваем склады, в которых хранятся запчасти, ядохимикаты и горюче-смазочные материалы. Критерий оценки здесь один: доступ сюда должны иметь только ответственные лица, а двери — быть под замком. По этому пункту у старшего инспектора вопросов не возникает, однако они появляются при проверке уличного освещения: только на территории машинного двора неисправно семь фонарей, плюс еще четыре на АЗС и один на пункте технического обслуживания. Также выясняется, что из пяти камер видеонаблюдения в рабочем состоянии находятся только две.
— Это на первый взгляд может показаться несущественным, однако в темное время суток отсутствие хорошего освещения и полноценного наблюдения могут спровоцировать различного рода кражи. Всю информацию мы довели до руководства, поэтому, думаю, в ближайшее время оно исправит ситуацию. В остальном серьезных проблем в этом хозяйстве нет, — резюмирует майор Гринкевич.
После проверки территории присоединяюсь к старшему инспектору управления ГАИ капитану милиции Артему Бобко. Он изучает журнал поездок и находит существенную нестыковку.
— Механизаторы выезжают в шесть утра, а предрейсовый контроль на алкотестере проходят только в восемь. То есть два часа они работают в непонятном состоянии, и только потом получают путевку. Почему так? — обращается офицер к главному инженеру хозяйства Александру Сердюкову.
— У нас около 80 процентов работников, включая техника, ответственного за проверку, живут в разных деревнях по всему району, и сюда их привозят только ближе к восьми утра. Но я готов поручиться за каждого механизатора — все они приходят трезвыми. Это проверенные люди, которые работают у нас не первый год. Тем более к нам часто приезжают проверки из «Минсктранса», поэтому мы стараемся не держать тех, у кого есть проблемы с алкоголем, — парирует тот.
Однако капитан Бобко непреклонен: в любом случае нужно найти человека, который будет проводить освидетельствование перед выходом в поле. Подобная принципиальность объясняется достаточно просто. Во-первых, механизатор может прийти пьяным, а за два часа, например, запросто выветриваются 0,5 промилле. Во-вторых, если его в таком состоянии и без путевки остановят сотрудники ГАИ, то все может закончиться лишением прав и, следовательно, потерей комбайнера или тракториста в такую жаркую пору. Поэтому милиционер предлагает возложить эти функции на сторожей, так как для выполнения подобной работы никакого специального образования не требуется. Главный инженер с такой идеей соглашается.
Переходим к проверке техники вместе со старшим оперуполномоченным управления по борьбе с экономическими преступлениями майором милиции Светланой Шавель. Обнаруживаем УЭС-2-250 без одного колеса. Александр Сердюков сразу же поясняет, что во время полевых работ у техники оборвало ось колесного редуктора, и она находится на текущем ремонте. Дальше в одном из боксов находим кормоуборочный комбайн с характерной вмятиной. По словам главного инженера, этой машине уже 13 лет, и несмотря на то, что срок ее эксплуатации на три года меньше, она в рабочем состоянии. Как и зерноуборочный комбайн 2007 года выпуска, стоящий рядом. Вообще техники, находящейся в простое, здесь достаточно. По подсчетам сотрудника УВД , около 50 процентов. Интересуюсь у директора «Великополья» Юрий Сухоцкого, с чем это связно.
— Нехватка механизаторов и водителей. Плюс у нас достаточно небольшое хозяйство: общая площадь сельхозугодий всего около 3,5 тысячи гектаров, из которых 2,8 тысячи — пашня. А техники, наоборот, много, даже больше, чем нужно. Поэтому некоторые старые комбайны и тракторы списываем, а остальное оборудование начнем использовать после расширения производства, — поясняет руководитель.
С остальными претензиями проверяющих Юрий Михайлович согласен и обещает решить все вопросы в максимально короткие сроки. Вообще к подобным рейдам сотрудников УВД сам директор предприятия относится положительно:
— Мы из-за своей загруженности, особенно во время уборочной, не всегда можем обратить внимание на некоторые важные вещи. А здесь люди новым взглядом видят все недостатки и указывают нам на них. В первую очередь нам должно быть важно, чтобы в хозяйстве все было хорошо.