Техника малая, да удалая

ЛУЧШЕЙ рекламой продукции любого предприятия считается использование ее производителями. Если директор обувной фабрики, например, носит обувь собственного производства, а часового завода — часы, значит, она сочетает в себе высокое качество и приемлемую цену. Так что не случайно руководитель Сморгонского агрегатного завода приобрел мини-трактор собственного производства, а у главного технолога, начальника инструментального отдела, заведующего производством есть мотоблоки. Обзавелись ими и некоторые рабочие. Уже три года имеют мотоблок и родители главного инженера предприятия. Не скрою, после посещения завода появилось желание приобрести его и у корреспондента «БН».

Директор Сморгонского агрегатного завода пашет землю мини-трактором собственного производства. И это не дежурный маркетинговый ход.

ЛУЧШЕЙ рекламой продукции любого предприятия считается использование ее производителями. Если директор обувной фабрики, например, носит обувь собственного производства, а часового завода — часы, значит, она сочетает в себе высокое качество и приемлемую цену. Так что не случайно руководитель Сморгонского агрегатного завода приобрел мини-трактор собственного производства, а у главного технолога, начальника инструментального отдела, заведующего производством есть мотоблоки. Обзавелись ими и некоторые рабочие. Уже три года имеют мотоблок и родители главного инженера предприятия. Не скрою, после посещения завода появилось желание приобрести его и у корреспондента «БН».

Мини-техника с необходимым набором оборудования для владельцев личных подсобных хозяйств, фермеров, работников коммунальных и других служб незаменима. Завод поставляет ее в Россию, Украину, Молдову, прибалтийские республики, Казахстан. Знают ее в Армении, Чехии, Венесуэле. Так что лучшая характеристика мини-тракторов и мотоблоков — их востребованность, считают на предприятии, и увеличение объемов продаж.

Даже несмотря на то, что в своем секторе это предприятие не является монополистом. Достойную конкуренцию ему составляют европейские и азиатские производители. Особенность отечественных изделий — широкий спектр применения, в том числе и мотоблоков, и их доступность.

Эти свойства быстро оценили наши покупатели. И когда в прошлом году поняли, куда можно вложить свои сбережения практически без потерь, начали подавать на завод свои заявки. Там никому не отказывали, записывали всех желающих на очередь. Несмотря на то, что в обязательном порядке приходилось удовлетворять заявки бюджетных организаций, тех, кто оформил кредиты, и ранее заключенные контракты. В результате спрос начал опережать предложение. К тому же перед предприятием стояли и другие, не менее важные государственные задачи, связанные с обеспечением экспортных поставок. Решать их одновременно оказалось довольно сложно, а по некоторым позициям даже невозможно. Поэтому в сентябре прошлого года приняли решение очередь не наращивать, удовлетворить сначала уже накопившиеся заявки, которые, считают на предприятии, будут закрыты в первом полугодии или несколько позже. Из поступивших к тому времени около 450 просьб приобрести мотоблок пока не удовлетворено около 220, как и 100 заявок из 150 — на мини-трактора.

Дополнительную, несвойственную заводу нагрузку по их реализации, в связи с повышенным ажиотажем, заводу пришлось взять на себя. Несмотря на то, что у него нет своего фирменного магазина. В перспективе, возможно, появится, по крайней мере, такая идея есть, но пока агрегатный должен работать через предприятия розничной торговли. Так что все принятые заявки будут обязательно удовлетворены, заверили на заводе.

— Сегодня мы работаем более чем с двадцатью странами мира, в том числе с семью из СНГ, остальные — это дальнее зарубежье, — рассказывает помощник директора предприятия по коммерческим вопросам Евгений Солнцев. — В прошлом году на экспорт отправили 57 процентов мини-тракторов «Беларус-132» и 21 процент — мотоблоков. Так что по возможности пытались удовлетворить спрос и на внутреннем рынке, даже пошли навстречу отечественным потребителям, реализуя продукцию по оптовой цене.

Завод охотно выполнил бы все заказы, но сделать это в одночасье не позволяют производственные возможности, которые постоянно приходится наращивать. В 2005 году, например, он выпускал в год около 300 мини-тракторов и 650 мотоблоков. Причем собирали их тогда через месяц. А за прошлый на предприятии изготовили  1218 мини-тракторов и 4300 мотоблоков. Но и этого количества уже недостаточно. Поэтому нынче с конвейера сойдет соответственно примерно на 10 и 20 процентов больше. В рамках кооперации постоянно прорабатывается увеличение заказов на предприятиях области и республики, однако общий язык с партнерами удается найти далеко не всегда. Дело в том, что их цены на комплектующие превышают себестоимость собственного изготовления, что ведет к удорожанию продукции.

С марта предприятие намерено увеличить выпуск мотоблоков  на 100 единиц в месяц при сегодняшних возможностях 400. На 20 единиц возрастет и количество мини-тракторов при потенциальной возможности производства 100 единиц в месяц. Но при этом необходимо обеспечить и экспортные поставки, возросшие на 16 процентов к достигнутому. На агрегатном не без гордости отметили, что за последние 8 лет предприятие ни разу не уменьшило производство и экспортную составляющую, еще раз подчеркнув тем самым востребованность и достойную конкурентоспособность своей продукции.

Сегодня на западный рынок лишь бы что предлагать – значит, заранее потерпеть фиаско. Да и на внутреннем нужно постоянно балансировать на грани цены и качества. Покупателю всегда хотелось бы иметь недорогую мини-технику с различными наворотами. Сделать это несложно. Можно, например, добавить гидрообъемное рулевое управление, но это скажется и на увеличении цены. Можно отделать мини-трактор пластиком, как предлагают некоторые, глядя на импортные аналоги, но при этом тоже придется дополнительно раскошеливаться.

— Но импортная облицовка для трактора стоит порядка 300 евро, — проясняет ситуацию главный инженер завода Александр Гакуть. — Наша же, отечественная, оценивается примерно в сто тысяч рублей. Чувствуете разницу? А почему она значительно дешевле? Потому что на заводе освоено собственное ее производство, есть нужное оборудование. При необходимости ее можно подварить, подкрасить, в любое время заменить. Подобные образцы нового мини-трактора уже изготовлены, специалисты ведут их доработку.

Так что, возможно, вскоре появится новая модель трактора «Беларус-125», которую на заводе вашему корреспонденту показали пока лишь на фотографии. И приоткрыли небольшую тайну: чтобы новинка получилась дешевле, около 60—70 процентов деталей будет заимствовано из уже освоенного мини-трактора.

Но чтобы техника служила как можно дольше, а от работы на ней человек получал удовольствие, в первую очередь нужно всем читать инструкцию. Даже тем, кто, казалось бы, знает, как работают тракторы, как нужно их обслуживать, настраивать плуги, пахать землю. Относиться к ней тоже нужно с душой, не раз повторял Александр Гакуть. И тогда возлагаемые на нее надежды будут оправданы.

Есть еще одна проблема, по которой можно услышать различные толкования. Это стальное сердце сморгонских машин. Одни хотели бы видеть его отечественного производства, другие — импортного, более дешевого, но несколько мощнее и так далее. Однако рынок уже частично все расставил по своим местам — выбор ведь большой. Ряд предприятий Поднебесной, например, уже достиг существенного улучшения качества такой же продукции. И когда агрегатный провел опытно-конструкторские работы с несколькими видами двигателей китайского производства, то остановил свой выбор на Кіроrе. Закупки напрямую позволили снизить цену на выпускаемую продукцию, повысить ее конкурентоспособность и увеличить рентабельность. Провели переговоры с руководством компании по созданию сборочного производства двигателей на свободных площадях, однако получили отказ. Теперь прорабатывают вопрос о создании совместного сборочного производства двигателей на предприятии с другими партнерами.

Хорошо зарекомендовали себя двигатели корпорации Honda. Примерно таким же характеристикам соответствуют и двигатели одного из отечественных предприятий, которые, кстати, тоже собираются из китайских комплектующих. Но у него, как пояснили в Сморгони, нет сервисной сети за пределами республики в отличие от производителей двигателей Honda и Kipor. Поэтому сегодня агрегатный предлагает белорусскому потребителю мотоблоки с двигателями различных производителей. Даже несмотря на то, что их стоимость с двигателями Kipor ниже, большая часть потребителей все-таки предпочитает мотоблоки с железным сердцем Honda. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter