Белорусские зрители смогли оценить лучший спектакль года по версии театральной премии «Золотая маска»

Тегеран-2020

Недавно на радость театралам в нескольких кинотеатрах Минска снова прошли показы проекта «Золотая маска» в кино». Это позволяет посмотреть лучшие работы российских режиссеров, не покидая Минск. В разгар пандемии коронавируса и невероятных цен на авиабилеты в российскую столицу такая возможность как нельзя кстати.


Очередной премьерой проекта стал спектакль Театра Наций «Иранская конференция» в постановке режиссера Виктора Рыжакова (недавно возглавившего «осиротевший» после ухода Галины Волчек «Современник») по пьесе российского драматурга Ивана Вырыпаева. Его пьесы, кстати, регулярно ставятся в Минске и всегда находят здесь самый широкий отклик. Вспомним «Валентинов день» в постановке Валентины Ереньковой, «Июль» Саулюса Варнаса в Могилевском театре драмы или «Иллюзии» Татьяны Троянович. Актриса Марина Денисова даже стала лауреатом Национальной театральной премии за роль в «Иллюзиях».

Любопытно, что Вырыпаев был выдвинут в номинации «Лучшая работа драматурга», но в ней одержал победу наш белорусский автор Павел Пряжко с работой «Сосед», поставленной в санкт-петербургском театре post его постоянным единомышленником Дмитрием Волкостреловым. А спектакль «Иранская конференция» получил в этом году «Золотую маску» как лучший спектакль драмы большой формы.

Сюжет спектакля прост: в Копенгагене проводится некая конференция, в которой принимают участие датские и мировые ученые и интеллектуалы, чтобы обсудить положение дел в Иране. Однако через некоторое время докладчики начинают говорить явно о чем-то своем, от своих докладов уклоняются и пытаются решить у кафедры какие-то свои споры и вопросы.

Еще Редьярд Киплинг сказал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда». И герои «Иранской конференции», в общем-то, снова подтверждают эту истину. Однако за траекторией их мысли следить столь интересно, что даже примиряешься с неким налетом дидактики и декларативности, свойственными пьесам Вырыпаева. Примирить с ними может блестящий актерский состав спектакля Рыжакова: Евгений Миронов, Станислав Любшин, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте… У каждого из артистов здесь свое соло и коронная ария, и вместе они образуют вполне стройный и гармоничный хор голосов, в котором каждого можно расслышать, с каждым можно согласиться или поспорить. Иногда в зрителе рождается раздражение от произносимых азбучных истин в духе «за мир во всем мире…», но после понимаешь: Вырыпаев, а вслед за ним и Рыжаков иронизируют над наивностью гуманитарной мысли, которая часто идет проторенной дорожкой.

Хор этот отнюдь не гибнет в финале, а разрастается до эффектного многоголосья. Финальный выход Чулпан Хаматовой в роли иранской поэтессы Ширин Ширази, лауреата Нобелевской премии, отсидевшей двадцать лет за свой сборник стихов на домашнем аресте, выводит эту историю на уровень метафизической притчи о самопожертвовании.

«Иранская конференция» — многослойное театральное полотно, не претендующее на то, чтобы «закрыть вопрос» взаимоотношений Запада и Востока. Чтобы «распробовать» все оттенки этого полотна, мне пришлось посмотреть его дважды. Несмотря на то что демонстрировалась одна и та же запись, показалось, что в эти два вечера актеры играют по-разному. Симпатии я отдавал то одному, то другому герою. Уж такое непредсказуемое это дело — театр. Даже в виде кинопоказа…

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter