Ивенец: путешествие в край гончаров, резчиков и ткачей

Течет река Волма...

Ивенец — тихое уютное местечко на краю Воложинского района, неподалеку от Налибокской пущи. Даже сейчас, во время весенней распутицы, сердце замирает от красоты этих мест. Белый костел Св. Михаила-архангела 1749 года постройки — памятник виленского барокко, Красный костел Св. Алексея, построенный в 1907 году, подпирают небо изящными башнями-колоколенками: и в хмурый день картина живописная, а уж под ярким летним солнцем и вовсе дух захватывает. Туристы в Ивенце не переводятся ни летом, ни зимой: популярный маршрут, сюда хорошо заехать во время экскурсии по стране или выбраться из Минска, чтобы провести выходной, полюбоваться архитектурными красотами и приобщиться к традиционной культуре Беларуси, которую бережно сохраняют в этих местах.

Свято-Евфросиньевская церковь в Ивенце — единственный православный храм города.

Вращается гончарный круг


Ивенец издавна славился как край гончаров: то ли глина здесь какая-то особенная, то ли руки у мастеров сплошь золотые, однако ивенецкая глазурованная, «палiваная» керамика с XVI века расходится по городам и весям, появлялась она на минских рынках, доезжала и до Вильно. Изразцы, крынки и миски, двойные горшки-спарыши, изящные кувшины, а самое главное — специфическая ивенецкая «фляндроўка» с орнаментом волнами, с традиционной окраской в коричневую и зеленую полосу: все это сейчас можно увидеть в Ивенецком музее традиционной культуры. С разрешения директора музея Валентины Адамович мы заглядываем даже в фондохранилище, куда, кроме музейных работников, обычно никого не пускают.



Еще одна фишка ивенецких гончаров — разнообразная декоративная керамика: затейливые сосуды в виде зубров, кабанчиков, барашков, статуэтки, детские свистульки.

Гончарный промысел здесь сохранился и в советские годы, по сей день работает в городе завод художественной керамики и мастерские ремесленников. Летом керамисты собираются здесь на арт-пленэр «Глиняный звон». В музее, например, одно из популярных мест — гончарня, где можно понаблюдать за тем, как под ловкими пальцами потомственного мастера Владимира Сосновского комок глины завораживающе быстро превращается то в низкую толстобокую плошку, то в узкогорлую вазу. Хочется лепить — пожалуйста, фартук и глина к услугам любого желающего, а мастер покажет, как обращаться с гончарным кругом.


Мой родны кут


В Ивенецком музее традиционной культуры нашлось место и краеведческой экспозиции, а в ней целая витрина отведена наследию рода Поплавских.

— Певица Ядвига Поплавская — наша землячка, ее отец, фольклорист и дирижер Константин Поплавский, родился здесь, около Ивенца, в деревне Сивица, — рассказывает директор Валентина Адамович— Род Лембовичей-Поплавских с музыкой был связан всегда. Например, один из Лембовичей сделал орган из глины и получил в начале ХХ века свидетельство и бронзовую медаль. 
 
Имя Константина Поплавского носит Ивенецкая детская школа искусств, а также фестиваль-конкурс учащихся музыкальных школ, который проходит здесь с 2017 года. Сама Ядвига Константиновна не забывает свою малую родину, часто навещает Ивенец. Здесь до сих пор вспоминают, какой огромный благотворительный концерт на площади города организовала певица в честь 95-летия со дня рождения своего выдающегося отца.


Красота и скорость


В Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития мы попадаем вместе с руководителем благотворительных проектов фонда им. Евфросинии Полоцкой Натальей Свидунович и известным белорусским дизайнером Анастасией Фалькович: здесь вовсю готовятся к модному показу «Цветные сны», который пройдет в Национальной школе красоты в Минске 2 марта и в котором поучаствуют 128 ребят из детских домов.

Все наряды, которые дизайнер Анастасия Фалькович придумала для детей Ивенецкого дома-интерната, сшиты с учетом индивидуальных особенностей его подопечных. Бонусом — стильные кроссовки!

— В прошлом году мы проводили такой показ впервые, его успех подсказал: акцию нужно делать ежегодной, — Наталья Свидунович говорит со мной и одновременно обнимает ребятишек, соскучившихся по своей любимой гостье. Анастасия Фалькович в это время распаковывает сумку с будущими платьями: дизайнеры дарят детям наряды, специально придуманные и сшитые с учетом индивидуальных особенностей — чтобы и надевать было удобно, и смотрелось красиво. Анастасия подарила ребятам еще и обувь: на подиум они должны выйти не в тяжелых ортопедических ботинках, а в мягких стильных кроссовках.

Каждый ребенок может попросить модельера придумать для него что-то особенное. Веселая Настя Кулешова просит пришить капюшон к байковому розовому платью в спортивном стиле, а на груди непременно вышить зайчика. «Будет тебе и зайчик, и капюшон!» — обещает Анастасия Фалькович, и девчонка радостно убегает делиться новостью с подружками.

Сейчас с хореографом и музыкальным педагогом ребята репетируют выход на дефиле — и выезд на инвалидных колясках. По спортзалу на них гоняют очень лихо, многие воспитанники всерьез занимаются танцами на колясках и разными видами спорта вплоть до лыжных гонок и взрослую жизнь собираются связывать именно с этой сферой.

Легенда из дерева


Говоришь «Ивенец» — и вспоминаешь обычно Аполлинария Пупко. Народный умелец был настоящим художником по дереву, представителем известного рода ремесленников. Его трогательные работы хранятся и в доме-музее мастера, и в городском музее. Аполлинарий Пупко мечтал о сыне-наследнике, которому передаст ремесло, но судьба подарила ему дочерей. И все-таки есть в Ивенце продолжатель его дела. Резчик по дереву Николай Задрейко к традиционному ремеслу приобщился еще в детстве, в четвертом классе начал ходить в кружок, потом поступил в Бобруйское художественное училище. Сейчас из-под его рук выходят изящные фигурки животных и монументальные уличные скульптуры. Даже деревьям с дуплами, которые обычно считаются непригодными для работы, он нашел применение: так появились сказочные скворечники, изображающие лесных духов. Войдет в свои права весна — и необыкновенные домики для птиц разместятся на деревьях.

Резчик по дереву Николай Задрейко продолжает традиции  народного умельца Аполлинария Пупко, уроженца Ивенца,  оставившего после себя сотни скульптур, картин и рисунков.

— Однажды у нас сильным ветром повалило много лип, и я долго думал, что можно сделать из этих дуплистых деревьев: например, светильники, которые будут стоять у Центра народных ремесел, — показывает Николай свои свежие работы. — Вот эта композиция отражает старинную ивенецкую легенду: была в наших краях влюбленная пара. Хлопца звали Налиб, дивчину Волма, и им не давали пожениться, потому что он был княжеский сын, а она простолюдинка. Они решили сбежать, за ними пустили погоню, начался неравный бой, и оба погибли. С головы невесты в реку упал венок, и она закричала: «Ой, венец!» — так и назвали наш поселок Ивенцом.

Здешняя речка зовется в честь той девушки — Волма, говорят ивенчане, а от имени Налиб, по преданию, пошло название Налибокской пущи. Красивая легенда для красивых мест.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter