Тебя я услышу за тысячу верст
Хотя в любом спектакле всегда есть любовь, принято говорить, что сегодня ее все меньше и меньше. Играть не умеют. Неправда. В мае обычно заканчивается театральный сезон, и на прощанье, а может для летних раздумий, обычно случаются сюрпризы в виде неординарных премьер. Почти все театры порадовали маленькими, не густо населенными спектаклями. Чем меньше действующих лиц, тем ответственнее нагрузка у артиста. А о чем могут говорить со сцены он и она в присутствии друг друга? Конечно же, о любви. «Баллада о любви» в Театре имени Янки Купалы – это «Альпийская баллада» Василя Быкова, прочитанная режиссером Владимиром Савицким и молодыми артистами Анной Хитрик и Романом Подоляко.
Суровый военный писатель в этом своем раннем произведении очень романтичен. Думаю, что ему бы это определение не понравилось, как не нравилось ему все, что происходило с его книгами на сцене. Но Быкову всегда было близко все духовное, бескорыстное, жертвенное. В этом смысле любовь, заполняя весь мир, противостоит вражде, насилию, эгоцентризму. В свое время «Альпийская баллада» имела бешеный успех, потому что повествовала о любви безграничной и вневременной. Новый спектакль это подтвердил. Альпы, Италия, Беларусь – безграничное. Поколение сороковых и поколение ХХI века – вневременное. Они могут быть поняты.
Создатели спектакля играют любовь, как эмоцию, – вспышками. В строгой, решенной минимальными средствами работе отсутствуют яркие, зрелищные эффекты. Зрителя заставляют вслушиваться в текст. Это в кино можно показать красоту гор и черное нашествие фашистов, умилиться цветком эдельвейса и светом утра. А как в театре заставить актеров ползать по скалам? Решение найдено Владимиром Савицким и сценографом Виктором Тимофеевым простое и гениальное. Целая череда тяжелых табуретов. Из них составляется христианский крест. Из них составляется гитлеровская свастика. Их сдвигают, громоздят друг на друга. В темноте силуэты размыты. Чем не скалы? Так же загадочны и опасны.
Ивана и Джулию уже называли Ромео и Джульеттой Великой Отечественной войны. А.Хитрик и Р.Подоляко никогда не сыграют пьесу Шекспира, можно считать, что к великой тайне молниеносной и чистой любви они уже прикоснулись. Исследователи шекспировской «Ромео и Джульетты» считают, что там любовь рвется за границы миров. Ей нужно небо. В повести В.Быкова происходит нечто подобное, только отредактированное другим веком. Не страсть, не секс, а самообнаружение себя.
Наверное, трудно открыть что-то новое в чувстве, через которое походят все. В том-то и ребус: сколько ни пиши, сколько ни показывай, а разгадать раз и навсегда не дано. Каждый слышит свои звуки, ощущает свои запахи и совершает свои ошибки. Вообще-то, сцена умеет замечательно обманывать, заставляя верить в придуманные истории. Но когда речь идет о чувствах, надо, чтобы зрителя кольнуло, ударило, ошарашило, потрясло. Этого обманом не достигнешь. В артисте должна быть боль, рана, память о страдании. Только такое искренне передается в зрительный зал. Иначе будет только техника, технология. Молодые купаловцы счастливо преодолевают эти опасности. Еще далеко не все совершенно. Пока Она сильнее и интереснее, чем Он. Но уже появился спектакль, который заставляет помнить талантливого писателя, который заставляет забыть, что молодежь не помнит войны, который вселяет уверенность, что есть неразрывная связь между поколениями.