Театральное эго

Говорит и показывает Могилев

Говорит и показывает Могилев


Под звон капели и неизобретательные серенады мартовских кошек пробуждение от зимней театральной спячки 21 марта ознаменуется в третий раз международным фестивалем «М. art. Контакт». (Хотя вряд ли можно назвать спячкой хлынувшие как из рога изобилия премьеры, появившиеся аккурат к Международному дню театра, речь скорее не о профессиональном, а об эмоциональном пробуждении.)


К фестивалю «М. art. Контакт» поначалу можно было отнестись скептически, но оказалось, что именно в молодежном театре сегодня бродят такие интенсивные течения, что никому в голову не придет назвать формат подобного форума надуманным. Он оправдан и продиктован самой жизнью. Именно «М. art. Контакт» можно считать главным конкурентом взрослой «Белой вежы». Хотя проводиться форум будет только в третий раз, его программа довольно представительна. Она свободна от тематических посвящений и юбилейных дат, способных отравить любую хорошую идею. То, что он проходит в провинции, — тоже большой плюс. Фестиваль добавляет очков имиджу города и региона, льет воду на запылившуюся за зиму мельницу провинции.


Конечно, сам белорусский молодежный театр, если представлять под этим постановки, поставленные молодыми режиссерами с актерами–ровесниками для зрителей–единомышленников, перехваливать не стоит. Особых прорывов или достижений у него нет. Главное, что в нем теплится жизнь, и, кажется, вполне искренняя. По крайней мере, выстроенная исходя из финансовых возможностей и творческих установок. Появившийся Центр белорусской режиссуры и драматургии сегодня вынужден балансировать между грубыми реалиями рабочего процесса в театре белорусской драматургии и своими довольно внятно озвученными амбициями. Выход центр находит простой — читки пьес, тематические вечера. Может, это и правильно, главное — вовлечь и зрителей, и сам ТБД в игру, в движение, а там уже разберемся, куда двигаться.


От претенциозности в молодежном театре тоже, увы, никуда не деться. Спектакль «Столица Эраунд», который представит на фестивале Минск, — попытка сыграть на скользком поле интеллектуальной драмы. Любопытно, что недавно появившиеся молодые московские коллективы за редким исключением пока отказались от вымученной современной драматургии. В Студии театрального искусства Сергея Женовача с успехом поставлены «Игроки» Гоголя (спектакль приезжал на минувший фестиваль «Панорама» в Минск). В Театре наций, художественным руководителем которого с недавних пор является народный артист России Евгений Миронов, воплотили инсценировку «Снегири» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Постановка в режиссуре Тимофея Сополева и Михаила Чумаченко снискала немало положительных отзывов. «Постановочные приемы предельно просты, но при этом достаточно емки и метафоричны, — читаем в московской газете «Культура». — Будучи почти ровесниками своих героев, молодые актеры существуют в предлагаемых обстоятельствах более чем полувековой давности вполне органично и достоверно. Правда, порой артисты излишне увлекаются броскими комическими деталями, без которых вполне можно было бы обойтись, как и без необязательных вкраплений ненормативной лексики. Но все это в значительной степени искупается главным — искренностью и пронзительностью молодых актеров, сумевших понять и прочувствовать то, что было пережито их далекими сверстниками».


Может быть, именно этот спектакль, участвующий и в могилевском фестивале, подскажет нашим режиссерам новые решения в освещении военной темы. По крайней мере, Драматическому театру Белорусской армии стоило бы вглядеться в этот смутный контур пристальнее.


Что же везут остальные гости?


Довольно известный Государственный драматический театр из Санкт–Петербурга «Приют комедианта» не побоялся взяться за знаменитую «Принцессу Турандот», прочно ассоциирующуюся с Вахтанговским театром. В версии «комедиантов» спектакль называется — «Pro Турандот». Варшавский театр «Стара прохоffня» покажет моноспектакль «Стратегия для двух окороков». Киевский драматический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра с истинно украинским размахом решил не размениваться и привезти свою версию «Ромео и Джульетты». Завершит показ спектакль «Любовник» Национального драматического театра Литвы. Несмотря на обилие похожих названий, этот «Любовник» как раз таки довольно знаменит. Своему автору, француженке Маргарет Дюрас, в 1984 году он принес Гонкуровскую премию и мировую славу, а позднее был экранизирован Жан–Жаком Анно. Триумф Дюрас принесла автобиографическая история любви, фабулой похожая на набоковскую «Лолиту», но с восточным колоритом.


Разумеется, не обойдется без того, что делает фестиваль фестивалем: пройдет специальная программа мастерской молодой режиссуры, мастер–классы педагогов из Москвы и Нижнего Новгорода. Жюри свои оценки будет выставлять в произвольной программе, самостоятельно определяя номинантов и номинации. Если достойных не обнаружится, Гран–при вручаться не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter