Театр сильных чувств

Как сложно быть героем
Недавно Драматический театр Белорусской армии выпустил премьеру пьесы "Воробьиная ночь" Алексея Дударева по мотивам рассказа Владимира Короткевича "Паром на бурной реке". Одну из главных ролей в ней исполнил премьер труппы Игорь Фильченков. В театре по большей части он играет людей в погонах, мужественных, цельных. Казалось бы, время таких героев ушло. Но сам Игорь так не считает. Наоборот, он уверен, что именно сейчас, когда зритель устал от попсы и пошлости на телеэкранах, для них самое время.

- Игорь, глядя спектакли театра Белорусской армии, мне иногда кажется, что вам как актеру опытному немножко тесно в его рамках?

- Театр армии еще совсем молодой. Все спектакли так или иначе связаны у нас с армейской темой. Хотя в дальнейшем это совершенно необязательно. Министр обороны Леонид Мальцев назвал его театром сильных чувств. В наших спектаклях все человеческие страсти обнажены, потому что на войне люди поставлены в экстремальную ситуацию, когда крик "За Родину!" - это не просто слова, а понимание того, к чему обязывает военный мундир.

- У вас в труппе много молодежи, она разделяет ваши взгляды?

- У нас складываются вполне дружеские отношения. Потому что, во-первых, я всегда оцениваю людей по отношению к своему делу. Может получаться, может не получаться - бывает всякое, но как человек относится к своей профессии - для меня первостепенно. Все ребята у нас собрались работоспособные, роли для всех есть. В каком еще театре молодому актеру в первый же год работы предложат играть "Ромео и Джульетту"?

Помимо того, что я играю на сцене, я провожу с молодыми много тренингов по сценической подготовке и фехтованию. Когда они видят, что более взрослый и опытный человек может дать больше, они с удовольствием впитывают.

- В какой-то момент Молодежный театр, в котором вы работали, раскололся: труппа была против назначенного директора, писала какие-то письма в Министерство культуры, в газеты...

- Не хотел бы поднимать эту тему. Да, в Молодежном театре я проработал 17 лет, и от такой ситуации не застрахован никто.

- Вы допускаете, что нечто подобное может случиться через 17 лет в театре армии?

- Думаю, мы приложим все усилия, чтобы таких разборок не было. Нам в театре нечего делить.

- А как вы сами выходите из творческих кризисов?

- Не покривлю душой, если скажу, что у меня не было такого состояния! Я всегда жалел людей, которые ныли: "Опять репетиции!" Мне нравилось приходить в театр, отрабатывать, над чем-то новым думать. По сути, эти годы в искусстве я прожил счастливо.

- В одном интервью вы признавались, что вам близок герой Евгения Урбанского из фильма "Коммунист". Это ностальгия по прошлому?

- Когда я это говорил, как раз работал над ролью капитана Михасева из спектакля "Не покидай меня..." Это справедливый человек, попавший в сложную ситуацию, оставшийся верным своей чести, любви к Родине. Так же, как и герой Урбанского. Конечно, такой заряд есть и в других его ролях, но именно в "Коммунисте" есть то, что мне нравится, - мужская внутренняя сила, правда характера, самоотдача. Может быть, поэтому мне еще близки рассказы Джека Лондона о людях, которые выживают в экстремальных условиях.

- Трудно в такой роли не уйти в штамп?

- Вообще, очень сложно играть героя. Легче отрицательную роль - можно найти больше нюансов. Герои всегда получаются однозначными. Актеры иногда говорят о них: "Штаны играть". Вышел мужчина-актер, красавец, главное - чтобы штаны были и ничего играть не надо. "Вытянуть" из героической роли что-то такое особенное сложно. Вот вы сказали о штампах... Понимаете, мы от себя никуда не уйдем. Чем старше ты становишься, тем выпуклее твоя психофизика. Иногда у великих актеров, как у Евстигнеева, она подкупает своей правдой, своей органикой. Но даже у него есть узнаваемые и повторяющиеся жесты. Вот сейчас у нас премьера - спектакль "Воробьиная ночь". Я играю капитана Леоновича. Он понимает, что бунт и восстания ни к чему хорошему не приводили, что это кровь, резня и братоубийство. Он - выпускник юнкерской школы. А они были очень грамотные люди: три языка как минимум, танцы, верховая езда, владение всеми видами оружия. Понятие чести в них закладывали с детства, у них это было в крови. Поэтому у моего Леоновича есть ощущение чести, верности Отечеству. После премьеры "Воробьиной ночи" один писатель сказал: "Этот спектакль надо показывать всему офицерскому корпусу". Меня не напрягает эта тема. Наоборот, с каждый спектаклем она становится все ближе.

- Ваши герои - герои прошлого, а можно ли представить такого человека в современной пьесе?

- Ему было бы трудно в сегодняшнем мире. Хотя честь и правда были во все времена.

Сейчас в театре мы пытаемся поставить "Золотого теленка". Я спросил художественного руководителя нашего театра Алексея Дударева, который пишет инсценировку по роману: "Почему Бендер сегодня близок?" Алексей Ануфриевич ответил: "А ты посмотри: ведь он правдив, у него есть свои принципы. Хотя, можно сказать, аферист. Но ему нужна цель в жизни, пусть это и миллион рублей".

Целеустремленность всегда подкупала. Бендер был бы героем нашего времени, если бы появился сейчас. В своих поступках он красив. Ведь плохого, в принципе, он не делал, чтил Уголовный кодекс.

- Кроме комедий в театре, у вас был опыт комедийного сериала "Ускоренная помощь". Что он вам дал?

- Если меркантильно сказать - большую рекламу нашему Молодежному театру. Как-то на остановке ко мне подошел представительный человек с дипломатом, с бородкой и сказал: "Здравствуйте, коллега!" Я удивился: "Вы тоже актер?" - "Нет, я главврач больницы!" Мы рассмеялись. Почему-то врачам сериал нравился. В то время это был один из первых сериалов. Но по моему внутреннему состоянию мне все-таки легче играть драмы и трагедии.

- Сегодня у вас тоже есть возможность испытать народную любовь: театр армии часто ездит в гарнизоны...

- Да, зритель там благодарный! Им 18 - 20 лет, они еще как дети, но уже все-таки солдаты. Нас всегда принимают очень хорошо. Не во всех гарнизонах есть площадки с нужным светом, чтобы показывать спектакли, поэтому мы возим с собой еще и концертную программу. Два года уже ездим. Мне это нравится. У нас в программе песни, стихи, клоуны. Всего понемножку, чтобы дать представление о театре и, конечно, развлечь зрителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter