Недавно Драматический театр Белорусской армии выпустил премьеру пьесы "Воробьиная ночь" Алексея Дударева по мотивам рассказа Владимира Короткевича "Паром на бурной реке". Одну из главных ролей в ней исполнил премьер труппы Игорь Фильченков. В театре по большей части он играет людей в погонах, мужественных, цельных. Казалось бы, время таких героев ушло. Но сам Игорь так не считает. Наоборот, он уверен, что именно сейчас, когда зритель устал от попсы и пошлости на телеэкранах, для них самое время.
- Игорь, глядя спектакли театра Белорусской армии, мне иногда кажется, что вам как актеру опытному немножко тесно в его рамках?
- Театр армии еще совсем молодой. Все спектакли так или иначе связаны у нас с армейской темой. Хотя в дальнейшем это совершенно необязательно. Министр обороны Леонид Мальцев назвал его театром сильных чувств. В наших спектаклях все человеческие страсти обнажены, потому что на войне люди поставлены в экстремальную ситуацию, когда крик "За Родину!" - это не просто слова, а понимание того, к чему обязывает военный мундир.
- У вас в труппе много молодежи, она разделяет ваши взгляды?
- У нас складываются вполне дружеские отношения. Потому что, во-первых, я всегда оцениваю людей по отношению к своему делу. Может получаться, может не получаться - бывает всякое, но как человек относится к своей профессии - для меня первостепенно. Все ребята у нас собрались работоспособные, роли для всех есть. В каком еще театре молодому актеру в первый же год работы предложат играть "Ромео и Джульетту"?
Помимо того, что я играю на сцене, я провожу с молодыми много тренингов по сценической подготовке и фехтованию. Когда они видят, что более взрослый и опытный человек может дать больше, они с удовольствием впитывают.
- В какой-то момент Молодежный театр, в котором вы работали, раскололся: труппа была против назначенного директора, писала какие-то письма в Министерство культуры, в газеты...
- Не хотел бы поднимать эту тему. Да, в Молодежном театре я проработал 17 лет, и от такой ситуации не застрахован никто.
- Вы допускаете, что нечто подобное может случиться через 17 лет в театре армии?
- Думаю, мы приложим все усилия, чтобы таких разборок не было. Нам в театре нечего делить.
- А как вы сами выходите из творческих кризисов?
- Не покривлю душой, если скажу, что у меня не было такого состояния! Я всегда жалел людей, которые ныли: "Опять репетиции!" Мне нравилось приходить в театр, отрабатывать, над чем-то новым думать. По сути, эти годы в искусстве я прожил счастливо.
- В одном интервью вы признавались, что вам близок герой Евгения Урбанского из фильма "Коммунист". Это ностальгия по прошлому?
- Когда я это говорил, как раз работал над ролью капитана Михасева из спектакля "Не покидай меня..." Это справедливый человек, попавший в сложную ситуацию, оставшийся верным своей чести, любви к Родине. Так же, как и герой Урбанского. Конечно, такой заряд есть и в других его ролях, но именно в "Коммунисте" есть то, что мне нравится, - мужская внутренняя сила, правда характера, самоотдача. Может быть, поэтому мне еще близки рассказы Джека Лондона о людях, которые выживают в экстремальных условиях.
- Трудно в такой роли не уйти в штамп?
- Вообще, очень сложно играть героя. Легче отрицательную роль - можно найти больше нюансов. Герои всегда получаются однозначными. Актеры иногда говорят о них: "Штаны играть". Вышел мужчина-актер, красавец, главное - чтобы штаны были и ничего играть не надо. "Вытянуть" из героической роли что-то такое особенное сложно. Вот вы сказали о штампах... Понимаете, мы от себя никуда не уйдем. Чем старше ты становишься, тем выпуклее твоя психофизика. Иногда у великих актеров, как у Евстигнеева, она подкупает своей правдой, своей органикой. Но даже у него есть узнаваемые и повторяющиеся жесты. Вот сейчас у нас премьера - спектакль "Воробьиная ночь". Я играю капитана Леоновича. Он понимает, что бунт и восстания ни к чему хорошему не приводили, что это кровь, резня и братоубийство. Он - выпускник юнкерской школы. А они были очень грамотные люди: три языка как минимум, танцы, верховая езда, владение всеми видами оружия. Понятие чести в них закладывали с детства, у них это было в крови. Поэтому у моего Леоновича есть ощущение чести, верности Отечеству. После премьеры "Воробьиной ночи" один писатель сказал: "Этот спектакль надо показывать всему офицерскому корпусу". Меня не напрягает эта тема. Наоборот, с каждый спектаклем она становится все ближе.
- Ваши герои - герои прошлого, а можно ли представить такого человека в современной пьесе?
- Ему было бы трудно в сегодняшнем мире. Хотя честь и правда были во все времена.
Сейчас в театре мы пытаемся поставить "Золотого теленка". Я спросил художественного руководителя нашего театра Алексея Дударева, который пишет инсценировку по роману: "Почему Бендер сегодня близок?" Алексей Ануфриевич ответил: "А ты посмотри: ведь он правдив, у него есть свои принципы. Хотя, можно сказать, аферист. Но ему нужна цель в жизни, пусть это и миллион рублей".
Целеустремленность всегда подкупала. Бендер был бы героем нашего времени, если бы появился сейчас. В своих поступках он красив. Ведь плохого, в принципе, он не делал, чтил Уголовный кодекс.
- Кроме комедий в театре, у вас был опыт комедийного сериала "Ускоренная помощь". Что он вам дал?
- Если меркантильно сказать - большую рекламу нашему Молодежному театру. Как-то на остановке ко мне подошел представительный человек с дипломатом, с бородкой и сказал: "Здравствуйте, коллега!" Я удивился: "Вы тоже актер?" - "Нет, я главврач больницы!" Мы рассмеялись. Почему-то врачам сериал нравился. В то время это был один из первых сериалов. Но по моему внутреннему состоянию мне все-таки легче играть драмы и трагедии.
- Сегодня у вас тоже есть возможность испытать народную любовь: театр армии часто ездит в гарнизоны...
- Да, зритель там благодарный! Им 18 - 20 лет, они еще как дети, но уже все-таки солдаты. Нас всегда принимают очень хорошо. Не во всех гарнизонах есть площадки с нужным светом, чтобы показывать спектакли, поэтому мы возим с собой еще и концертную программу. Два года уже ездим. Мне это нравится. У нас в программе песни, стихи, клоуны. Всего понемножку, чтобы дать представление о театре и, конечно, развлечь зрителей.
Театр сильных чувств
Как сложно быть героем