Комедия «Трикстер клуб» в Молодежном театре открыла для зрителей имя белорусского драматурга Влады Ольховской

Театр психологической разгрузки

Наши люди не только не ездят в булочную на такси, но и не ходят к психотерапевтам. По крайней мере, так принято считать. Поход за психологической помощью нам заменяет общение с друзьями в бане, собирание грибов с родственниками в сосновом бору и поедание с ними же шашлыка на дачном участке. 

«Трикстер клуб» поставлен по пьесе молодого белорусского драматурга Влады Ольховской. 

Тем не менее в современном театре и кино мы нередко можем встретить образ психолога или психотерапевта, различные эпизоды психологической помощи героям, которые все еще страдают от детских травм и взрослых комплексов. В одном случае это общение превращается в психологическую дуэль, в другом — можем лицезреть и остроумные комические сцены. В Белорусском государственном молодежном театре с большим успехом идет премьерный спектакль «Трикстер клуб», в котором одним из центральных героев является психолог. 

Спектакль начинается с того, что перед зрителями висит большой рисунок, похожий на одну из иллюстраций из теста Роршаха. Что примечательно, спектакль поставлен по пьесе молодого белорусского драматурга Влады Ольховской. В 2018 году ее история стала победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы». Осуществил постановку комедии белорусский режиссер Андрей Гузий. Поставил легко, лаконично и стремительно. Такой спектакль — мечта любого современного директора театра: в зале аншлаг и публика хохочет. Тема произведения весьма актуальна: герои пытаются преодолеть свои психологические проблемы, выйти на новый уровень личностного развития, избавиться от своих фобий, страхов и депрессивных состояний, а это всегда интересно. 

Спусковым крючком истории является тот затейливый факт, что в Психолога в исполнении Юрия Шеланкова вселяется злой дух обмана, мистификаций и озорства Трикстер. Его увлеченно и страстно играет актер Андрей Гладкий. И этим мотивом двойничества, перевертыша «Трикстер клуб» вызывает ассоциации с другими знаменитыми произведениями на эту тему: «Странная история мистера Джекила и доктора Хайда», «Косметика врага», «Бойцовский клуб», «Маска»… Темная сторона человеческой натуры, ее оборотная сторона всегда привлекала и будоражила авторов. Появления злого духа не замечает никто, кроме самого Психолога. Пациенты со своими бедами идут к нему один за другим, но встречает их уже бесцеремонный Трикстер. Он предлагает им своеобразную шоковую терапию, дает радикальные советы, которые, казалось бы, не совсем применимы в жизни, но вот поди ж — со временем пациенты так или иначе избавляются от неврозов и жизнь налаживается. Скандальный журналист Максим Кошкин (Денис Моисейчик) понимает, что нельзя все жизненные ценности сводить к хайпу, и получает нравственный урок. Ольга Рощина (Екатерина Романникова) преображается и внешне, и внутренне. Супружеская пара Светлана Шумильчик (Ольга Давыдова-Роик) и Евгений Шумильчик (Игорь Вепшковский) со временем решают все свои проблемы. 

Спектакль проносится как ураган. Скорость, тематика, темперамент актерского существования — все здесь современно и озорно. О важных вещах говорится с легкой сатирической интонацией, без нравоучений и менторства. В прицеле режиссерской оптики — современные мещане и обыватели, возомнившие себя любимцами судьбы. Самой мистики здесь не больше, чем в любой голливудской комедии на тему перевоплощений. К Трикстеру быстро привыкаешь и воспринимаешь его выходки как должное. «Всем досталось, всем, а мне больше всех», — может сказать после спектакля почти каждый среднестатистический зритель, если он, конечно, обладает чувством юмора. 

Добрый зритель в 9-м ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter