Актер Юрий Казючиц в воспоминаниях вдовы Надежды Казючиц

Театр по наследству

В свои юбилейные дни, чествуя патриархов сцены, Театр–студия киноактера не раз вспоминал еще одно имя, звучавшее когда–то громко и отчетливо в стенах сразу двух минских театров, упоминавшееся в первых строчках программок и титров и, по большому счету, не забытое и сейчас. Правда, сегодня чаще говорят не о самом Юрии Казючице, а о его дочерях Анне и Татьяне, счастливых наследницах отцовского таланта и его актерской судьбы. А судьба действительно была счастливой, исключительной. Все то, о чем актеры мечтают тайно и вслух, приходило к нему настолько просто, естественно, что оставалось только выбирать. Города, театры, главные роли...

Что такое профессиональная сцена, он узнал еще в шестом классе, репетируя свои первые спектакли в промежутках между записями популярной детской телепрограммы. В армейские годы получал увольнительные для съемок в кино, причем и там его завидная актерская карьера началась с главных ролей (а в Красноярске уже подрастала старшая дочь). Приглашения на роль Гамлета также не пришлось долго ждать, хотя далеко не любой режиссер разглядел бы глаза принца датского за белесыми ресницами Василя из памятной экранизации программного «Дыхания грозы». Тем не менее такому Гамлету устраивали овации и в Минске, и в Москве...

Позже многие говорили, что Юрий Казючиц спешил жить. Потом это стало очевидным даже тем, кто считал его банальным везунчиком, уязвленно не замечая таланта. Впрочем, расхожий миф о том, что театр — не самое благожелательное место, в очередной раз оказался мифом. Его дочери выросли под опекой сразу двух театров и, наверное, другого выбора у них
Надежда Казючиц, 1981 г.


не было, только сцена — то единственное, что оставил им в наследство отец. Ничего другого и не мог оставить, сыграв свою последнюю роль в 34 года. Да и в любом случае вряд ли его наследство было бы другим. Юрий Казючиц изначально относился к людям того солнечного типа, чьи желания исполняются почти автоматически, как закономерная реакция на их уверенность в себе и в мире. Такие имуществом не обрастают. Незачем. У них сразу есть все, что нужно для счастья. Именно это, его «внутренняя улыбка», а потом уже талант притягивали к нему людей, устраивали события в его пользу.

— Ну да, таким он и был, — соглашается Надежда Казючиц, первая и последняя любовь Юрия Казючица. — Приехал в Москву, сел в такси. «Куда едем?» — спросил водитель. «В театральное училище», — ответил Юра. Какое? А он и не знал, что в Москве таких училищ несколько. Но долго не раздумывал: «В самое лучшее». Так оказался на пороге Щукинского. И, конечно же, поступил. С конкурсом 250 человек на место.

Позже столь же легко и уверенно «Щуку» покорили его дочки. Сейчас Татьяна служит в театре Вахтангова, сочиняет песни и скоро выпустит свой первый альбом. Анна также живет в Москве, успешно снимается. Но ее сестру можно увидеть на экране не реже. «Думаю, Юрка был бы рад иметь такое продолжение», — вздыхает Надежда Николаевна, которая давно научилась жить без него, но, как и раньше, невольно отмечает его черты в дочерях.

Ресницы


С мамой Шурой. Во многом Юра был похож на нее

— «Старшая — это вылитый я, — говорил он про Аню. — Еще не успеет подумать, а я уже знаю, что она хочет сделать», — вспоминает Надежда Казючиц. — Мы ждали сына, а родилась девочка, такая же рыжая, с такими же светлыми глазами, меняющими цвет от голубого до зеленого, с таким же взрывным характером. Танюшка другая, во многом похожа на меня, но роскошные ресницы у нее точно отцовские. Еще в детстве, помню, мы с подружкой укладывали Юре на ресницы спички — 8 спичек держались запросто...

Первый раз я увидела Юру в телеспектакле нашего норильского телевидения. Как и мне, ему было 14, но копна рыжих волос и рост метр 80 производили впечатление. «Знаешь, — сказала я тогда сестре, — я пойду в драмкружок и буду дружить с этим мальчиком». В драмкружок меня приняли, но «живьем» Юра мне абсолютно не понравился. А потом я заболела ангиной, он пришел меня навещать, и вот тут я смогла разглядеть его по–настоящему. Папа у меня умер рано, а Юрка, приходя к нам, сразу по–мужски видел все неполадки в доме, и в следующий раз приносил инструменты, менял стекло в форточке, чинил звонок... Позже я поняла, до какой степени для него это было важным. Бытовой хаос для Юры был невыносим, и каждый день мы протирали пыль — полноценно восстановить свои силы он мог только там, где легко и свободно дышалось, где все на своих местах. Я собирала детей в детский сад, а у нас уже работал пылесос. Даже колготки дочкам он штопал сам, а если готовил, это был целый семейный спектакль.

Овации


Когда он ушел, у Ани была истерика: «Кого я теперь буду называть папой?» Рядом оказалась Оля Клебанович — они очень дружили с Юрой. Встряхнула Аню и резко сказала: «Меня будешь называть, папой Олей». Единственный раз за все существование нашего русского театра Оля набрала театральную студию и взяла Аню к себе. На большую сцену дочка вышла еще школьницей, в роли Офелии, когда Борис Луценко решил повторить своего «Гамлета» на горьковской сцене. Аня приходила домой с цветами, уставшая и говорила: «Представляешь, как было бы хорошо, если бы папа был рядом?»

Та самая программка: «Гамлету от Янковского»...

Он очень любил своего Гамлета, выкладывался на сцене, не жалея себя. И в зале чувствовали все, что чувствовал он... В 1992 году нашего «Гамлета» пригласили в Москву на Шекспировский фестиваль. Театральная публика была настроена очень скептически — Минск там всегда считался периферией. А после спектакля к Юре подошел Олег Янковский, который, как оказалось, также готовил эту роль, но у него не сложилось. Свою оценку Юриной игре он вынес, написав на программке: «Гамлету от Янковского».

ЧП


После театрального училища Юра распределился к Эфросу в Театр на Малой Бронной. А в Минск переехал только ради квартиры — Виктор Туров, снимавший Юру в «Дыхании грозы», пообещал помочь решить нам этот больной вопрос. Возможно, в Москве его жизнь сложилась бы иначе — ярче, комфортнее. Но он ни о чем не жалел. В конце концов, корни его были здесь, в Беларуси. И любимые друзья — четыре Александра в Театре киноактера, Ефремов, Беспалый, Тимошкин и Кашперов. А в русском — Оля Клебанович и Андрей Душечкин, который целый год отдавал мне свою зарплату, пока я училась жить без мужа... Столько лет прошло, а я и сейчас чувствую тепло его друзей.

«Дыхание грозы». Василь

Да, его любили. При том, что он мог быть очень резким, порой просто невозможным и в словах, и в поступках. Мог сорвать репетицию, демонстрируя несогласие с точкой зрения театрального начальства или просто потому, что не было куража для работы. В таких случаях вся труппа перебиралась в театральное кафе и пела песни под его гитару. Но Юре все сходило с рук. В самом начале перестройки, когда все, на чем мы росли и воспитывались, встало с ног на голову, он одним из первых вышел из КПСС. Сказал партийным боссам прямо: «Такая партия мне не нужна». Члены горкома приезжали к нам домой. ЧП местного масштаба! Но и это никак не отразилось на его карьере — времена уже были другие.

Завещание


«Аня — это я, только без справки о высшем образовании, — говорил он о нашей старшей. — Если захочет быть актрисой, пусть идет, у нее получится. А Тане среди актеров делать нечего». Танюшка — да, она мягче, ранимее. Но дочкам рано пришлось повзрослеть.

Как и Юра, свои первые деньги они стали зарабатывать еще в школе, на новогодних театральных представлениях, и для меня это была очень значительная помощь. А потом вдруг Танюшка освоила Юрину гитару, стала сочинять стихи, музыку... Но в чем дочки обе похожи на Юру — свои решения они принимают самостоятельно.

 Анна и Татьяна. «Две дочки – два характера» –
так он называл свою любимую фотографию

В лихие 90–е он много снимался, мотался с концертами по санаториям, по полгода не бывал дома. А потом я узнала, что чуть ли не в первые дни чернобыльской аварии ездил к ликвидаторам с моральной поддержкой. Еще в Щукинском друзья и педагоги замечали, что чувство осторожности у Казючица отсутствует напрочь. И однажды, вернувшись домой после «Гамлета», который всегда давался ему тяжело, Юра спокойно сказал: «Я скоро умру, ты не перебивай, просто послушай. Похоронишь меня у родителей в деревне...»

Мы собирали документы на лечение в Германии, оба театра, союз кинематографистов готовы были взять на себя все расходы, но врачи не надеялись на чудо — болезнь развивалась молниеносно. Похоронили его в Белой Луже, это в Слуцком районе. В самом центре деревни. Там и сейчас живет его мама, мама Шура.

Нет, наша жизнь не была похожа на красивую сказку. Рядом с Юрой было непросто, порой очень больно. Но если бы я могла повторить все сначала, не поменяла бы в своей жизни ничего. И не задумываясь отдала бы ему часть своей жизни, только бы он прожил подольше. Юра ведь так и не успел снять свое кино, а ведь знал, видел, как это могло быть. Мечтал о третьем ребенке... А в декабре у Ани родился сын, Данька. Такой же рыжий. И глаза у него — Юрины...

cultura@sb.by

Фото из домашнего архива

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter