Театр начинается с искренности

Открытие после реконструкции Купаловского театра в Минске — событие долгожданное...

Открытие после реконструкции Купаловского театра в Минске — событие долгожданное. Хоть и несколько затянувшееся. Но сегодня по счастливым лицам артистов можно прочесть, что этой паузой они уже не печалятся. Свершилось главное: труппа вернулась домой. Причем в дом, возрожденный в историческом облике, но с самой современной начинкой для профессиональной деятельности. Театр реконструирован по поручению Президента, и на первом спектакле он присутствовал лично. Но до начала ознакомился с тем, что сделано.


Александр Лукашенко прошел по новым помещениям. Здесь для работы и творчества действительно есть все необходимое. И даже чуть больше. Появилась возможность зарабатывать дополнительные деньги. Президенту показали давнюю мечту труппы — большой репетиционный зал. Он по размерам и отчасти оборудованием повторяет сцену. Купаловцы похвастались: телевизионщики уже присматриваются к этому месту для съемок театральных программ. «За деньги?» — поинтересовался Президент. И тут же возникла прагматичная идея. Коль появилась возможность заработать дополнительную копейку, надо приближать театр к самоокупаемости. Для этого можно и от налогов освободить. Но здание театра должно давать отдачу по максимуму. Хотя, разумеется, и государство его без внимания не оставит. Все–таки театр — Национальный!


Александр Лукашенко прошел в зрительный зал. За культурную часть программы отвечали сами купаловцы — в торжественный для себя вечер по традиции давали спектакль «Павлинка», которым ежегодно открывают сезон.


Стоит отметить, что, несмотря на ремонт, театр за последние годы не снизил ни своего убедительного художественного уровня, ни производственного темпа, доказав, что может плодотворно работать в предлагаемых обстоятельствах. Труппа собирала аншлаги в залах Дома офицеров и Дворца профсоюзов все то время, пока шла реконструкция Купаловского.


В итоге за три года копилка театра пополнилась ярким спектаклем «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл», собственной версией трагикомедии Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад». Вполне себе развлекательной и не отходящей от литературного первоисточника постановкой гоголевской «Ночи перед Рождеством», щемящей историей от Елены Поповой и сказочника Андерсена «Лiстапад. Андэрсен», подробными в мельчайших деталях «Людьми на болоте» Александра Гарцуева по Ивану Мележу, самоироничным «Местечковым кабаре», модным по теме и глубоким по исполнению «Офисом».


Что и говорить, Купаловский — это самая высокая планка и уникальный брэнд. И своей результативной и продуктивной работой во время ремонта труппа это подтверждала не раз.


Перед новосельем худрук театра Николай Пинигин, описывая технические достоинства обновленной площадки, при этом признавал:


— Я традиционный человек и не считаю, что подмостки должны быть технически переоснащены. Драматический театр — это штучная вещь, где важнее эмоции человеческие, вибрации, которые идут со сцены. Мы никогда не сможем угнаться, к примеру, за Бродвеем, где в спектакли вкладываются миллионы долларов, а публику удивляют бассейнами, дворцами и огнем, превращающимся в лаву. И все же я не сомневаюсь в том, что в нашем театре будут зрители. После аншлагов в тысячных залах мы переезжаем в родные стены, где всего 360 зрительских кресел, но очень много других приятных новшеств, с которыми предстоит познакомиться поклонникам высокого искусства.


Уже в апреле на новой сцене Купаловского зрители смогут увидеть три постановки: «Павлинка», «Ужин с придурком» и «Пинская шляхта». Остальной репертуар театра доступен на площадках Дома офицеров, Дворца профсоюзов и к/з «Минск».


Премьера в обновленном театре удалась. После того как занавес упал, в зале еще долго не смолкали аплодисменты. И это особая оценка. Ведь на открытие обновленного театра съехались коллеги купаловцев со всей страны. Здесь можно было встретить немало известных персон нашей культурной сферы. Труппа еще оставалась, выстроившись в ряд на сцене, когда на нее поднялся Президент. Он взял установленный в центре микрофон и отнес его к краю. Чтобы не стоять перед артистами. Все же на сцене хозяева они.


По всему было видно, что спектакль не просто лег Александру Лукашенко на душу, но и глубоко тронул:


— Знаете, я накануне этого действа волновался, как школьник... Казалось бы, полжизни в политике, многое сказано... Но... Я давно не был в театре. А после длительного перерыва нужен был особый повод.


И, конечно же, лучший повод, чем открытие обновленного Купаловского, вряд ли мог выдаться. Да, кое–что здесь еще предстоит доделать. Александр Лукашенко пообещал, что те, кому надлежит это сделать, сполна исполнят свою работу за месяц–полтора. Ощущалось, что выводы могли быть и более крепкие, но Президент очень тонко почувствовал: у купаловцев праздник — и рабочие моменты пока стоит оставить за кулисами... Он говорил о том, что на реконструкцию потрачено немало денег, но для таких людей, которые стоят на сцене, их не жалко. Их талант захватывает:


— Если будете и дальше так играть, вы сполна возместите все затраты. К вам придет народ, чьи деньги мы потратили на восстановление вашего дома.


Ходит и будет приходить зритель и в другие театры, которые еще ждут своей очереди на обновление. Президент заверил, что и они не останутся без поддержки. А артистам сказал искреннее спасибо:


— За то, что после длительного перерыва привели меня в театр. Теперь могу ходить в любой.


Уже когда зал опустел, а Президент остался для более тесного общения с труппой, купаловцы просили и их не забывать. Приходить почаще. Александр Лукашенко наведываться, как просили артисты, раз в месяц не обещал, но приглашение заглядывать на премьеры принял.


Это была теплая неформальная беседа. Говорили о многом. О высоком и земном. Об искусстве вообще и как символе нации. Затрагивали темы материальной поддержки творческих людей. Порадовало, что в белорусском театре, который Купаловский во многом олицетворяет, нет каких–то глубоких, системных проблем. Текущие вопросы, как и в любом другом деле, будут, наверное, всегда. Но они решаемы. В том числе и собственными силами, но при неизменной поддержке государства. А то, что она будет и впредь, — обещано твердо. Но и артисты должны давать такой творческий продукт, от которого бы по–хорошему захватывало дух.


Как это было во время премьерной «Павлинки» в обновленном доме купаловцев.


Замечательная, отметившая в прошлом году 100–летие «Павлинка» Янки Купалы, обновленная по костюмам и составу артистов, — лучший материал, с которым следует входить в новые «старые» стены. В главной роли поэтичной и строптивой Павлинки будут блистать две новые артистки купаловской труппы — Марта Голубева и Екатерина Алейникова. Вчера показать характер влюбленной девушки, готовой выйти замуж наперекор родительской воле, выпал жребий Екатерине Алейниковой. Актриса не скрывала волнения:


— Для меня выступить в роли Павлинки означает пройти настоящую школу сценического мастерства, ведь за 70 лет существования этого спектакля в нем играли самые лучшие артисты страны. Учитывая сегодняшнее время, мы постарались сделать постановку яркой, бодрой и сыграть пьесу с молодежным настроем. Надеюсь, зрители полюбят и нашу версию легендарного спектакля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Петр,пенсионер
По-моему,нельзя на высокую культуру ставить как на бизнес,каждый должен заниматься своим делом в противном случае получим,то,что сейчас имеем в искусстве,где порой за прибылями забыли то,что должна нести в массы настоящая культура,а не поддаваться конъюнктуре одного дня в погоне за деньгами.Во все времена государство,меценаты одаривали настоящих артистов званиями,наградами,премиями и не дело,когда цвет нашей нации не имеет простого жилья и покажите мне хоть один особняк народного артиста РБ,академика,заслуженного художника,летчика,врача,учителя рядом с виллой любого министра или высокопоставленного чиновника.
Zizi
Наш привычный, знакомый, дорогой и близкий сердцу театр – одно из немногих мест, куда еще можно пойти и отдохнуть душой. И не разориться, прошу заметить… Это, кстати, какой-то культурный парадокс современности: чем дороже билет – тем бессодержательней действо… Поэтому давайте простим традиционному театру его наивность, и поаплодируем за искренность, которой так мало, мало, мало теперь…
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости