Театр, который смотрит в завтра

Первый профессиональный театр в Гродно появился в 70-е годы XVIII века, во времена старосты Антония Тизенгауза. Это была оперно-балетная труппа, считавшаяся одной из лучших в Европе...

Первый профессиональный театр в Гродно появился в 70-е годы XVIII века, во времена старосты Антония Тизенгауза. Это была оперно-балетная труппа, считавшаяся одной из лучших в Европе. Здесь, в здании, возведенном итальянскими архитекторами Сакко и Мезером, ставили комедии Бомарше, оперы Гретри, балеты Петинетти. 

После отлучения Тизенгауза от должности труппа перебралась в Варшаву, а Гродно на много лет остался без собственного театра. 

Интересный случай произошел в театральном здании в самом начале XIX века, в 1802 году. На празднике в честь открытия Гродненской губернии в присутствии российского императора Александра I выступала знаменитая актриса Саломея Дешнер. В разгар ее номера с потолка обвалилась штукатурка. Этот эпизод, равно как и талант гродненской звезды, произвел на самодержца сильное впечатление. В результате он освободил труппу Саломеи Дешнер от арендной платы на срок в десять лет и выделил две тысячи рублей золотом на восстановительные работы в театре. 

В театральной истории города над Неманом есть и драматический факт, относящийся к событиям уже XX века. В июне 1941 года спектаклем по пьесе Погодина «Человек с ружьем» здесь начались гастроли Брянского драмтеатра. Артисты успели дать всего три постановки. 22 июня началась Великая Отечественная война, и Гродно одним из первых принял удар врага. С тех трагических гастролей немногим удалось вернуться домой. По сей день между коллективами обоих театров не прерывается дружба, скрепленная памятью. 

После войны, в 1945—1947 годах, в Гродно работал Государственный русский драматический театр Беларуси (теперь Национальный академический драматический театр имени М. Горького). А год 1947-й положил отсчет новому периоду театральной жизни – в областном центре открылся русский драматический театр, основу которого составила знаменитая бобруйская труппа под руководством известного режиссера Николая Ковязина. Ковязинские традиции сохраняются в творческом коллективе на протяжении всех последующих шестидесяти лет. 

За это время театр сменил адрес. В1984 году драма в последний раз подняла занавес на  сцене Тизенгауза, уступив ее гродненским кукольникам. А перед жителями и гостями города распахнулись двери нового здания, на несколько десятилетий ставшего визитной карточкой Гродно.  

Вместе с тем эти годы оставили свои отметки в культурной жизни города и области. Имена режиссеров, яркие образы, воплощенные актерами, звездные гастроли, созданные в рамках театра новые творческие коллективы – вот то, что составляет 60-летнюю историю Гродненского драмтеатра, и то, что остается его сегодняшней жизнью. 

— Гродненский зритель видел спектакли по произведениям Островского и Чехова, Горького и Булгакова, Вампилова, Распутина, Дунина-Марцинкевича и десятков других авторов, чьи имена известны не только театральному миру, — рассказывает заместитель директора театра Леокадия Максимович. –  В театральной антологии остались «Пінская шляхта» и «Завтра была война», «Князь Новогрудский» и «Чорная панна», «Рок-концерт с Григорием Гориным» и «Король, дама, валет…». Ярким событием в жизни театра стал спектакль лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь Олега Жюгжды «Навука кахання» — сцены из жизни аристократки и писательницы XVIII века Уршули Радзивилл. Роль Уршули в исполнении заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Гайдулис была отмечена как лучшая женская роль года. В другой постановке, по пьесе Бориса Васильева «Завтра была война», театр смело предоставил сцену молодежи – студентам Гродненского колледжа искусств. Ребята оправдали ожидания и получили право открыть следующий, 59-й, сезон. Восемь выпускников колледжа, принимавших участие в этих постановках, стали артистами театра. Ежегодно на сцене появляется шесть-семь новых спектаклей. Премьерой нынешнего стала постановка известного режиссера Александра Гарцуева «Прымакi» по пьесе Янки Купалы. Это второе обращение к купаловскому творчеству за два года. Первая премьера — «Раскiданае гняздо» (также в инсценировке Гарцуева) — состоялась в прошлом сезоне. Она входит в репертуар в числе трех десятков произведений белорусских и зарубежных авторов. 

Два последних года отмечены для творческого коллектива участием в фестивалях «Встречи в России» в Санкт-Петербурге  и «Боспорские агоны» в Крыму. С последнего гродненцы вернулись с победами в двух из четырех учрежденных номинаций. Дважды они выезжали на гастроли – в польский город Белосток, где возобновили давние связи с театром имени Венгерки, и в российский Брянск. 

Вместе с тем они широко открывают двери для гродненских зрителей. Традицией стали Дни театра для школьников, когда в течение дня для учеников разных возрастов показывают три спектакля: утром, днем и вечером. Другая традиция – студенческий театральный абонемент: его участникам посещение театра обходится более чем вдвое дешевле. 

— Таким образом мы растим своего будущего зрителя, — считает Леокадия Максимович. 

В том, что это удается, убедили дни накануне юбилея. Все спектакли проходят с аншлагами, а на некоторые не хватает мест в зрительных залах. А это значит, театр живет и смотрит в завтра. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter